Пальмова Вера
Конспект подгрупповой деятельности «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповая деятельность на тему «Рыбы»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• формирование знаний о механизме организации звука “Р” и его акустических особенностях;
• формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”;
• расширение лексического запаса по изучаемой теме;
• развитие связной речи: составление предложений по опорным словам; заучивание наизусть с опорой на мнемотаблицу;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
• закрепление умения детей определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ в прямых и обратных слогах.
Коррекционные задачи:
• развитие моторики артикуляционного аппарата;
• формирование речевого дыхания;
• развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мелкой и общей моторики;
• автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях, в тексте.
Воспитательные задачи:
• воспитывать заботливое отношение к природе;
• коррекция личности в целом.
Оборудование: “Чешуйки” с текстами загадок, картинка рыбки, картинки к загадкам. Настольные зеркала, перфокарты, звукозапись, магнитная доска, музыкальные инструменты. Картинка яблони с яблоками, на которых приклеены картинки с родственными словами слову “рыба”, 2 ведерка, 2 удочки, картинки - рыбок, карточки с цифрами от 1 до 5, мнемотаблица к заучиванию стихотворения.
Ход занятия
Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:
Жива в воде она,
Поймаешь, вытащишь ее –
Умрет она тогда.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадки? (о рыбах).
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские, в реке., в аквариуме.
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы : «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.
Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Колюч, да не еж
Кто это? (ерш)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка. (золотая)
Ярко – красный или черный,
Очень резвый и проворный,
Длинный острый хвостик носит
И зовется. (меченосец)
На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).
6) В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая.
Настя, это чья голова? – это рыбья голова.
Максим, это чье туловище? – это рыбье туловище.
Настя, это чьи плавники? – это рыбьи плавники.
Максим, это чей хвост? – это рыбий хвост.
Настя, это чья “чешуя”? – это рыбья “чешуя”.
Максим, это чей глаз? – это рыбий глаз. Молодцы ребята! Старались отвечать полным предложением.
7) Пальчиковая гимнастика “Рыбка” М. Клокова.
Давайте немного поиграем с нашими ручками и порадуем “Золотую рыбку”. (Прикрепить к доске)
Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)
Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
Рассказ – сравнение.
Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».
9) Подбор родственных слов.
- Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она тоже не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой. (рыбак)
Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с” яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево). Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.
10) Игра “Рыболов”.
Ребята вы любите рыбачить? Тогда давайте ловить рыбу. Вот вам удочки. Ловим по одной рыбке и складываем в ведерко. (Логопед показывает детям цифру от 1 до 5) и спрашивает:
- Настя, сколько рыб поймал Рыбалов? (Рыбалов поймал 2 рыбы) Молодец!
- Максим, сколько рыб поймал рыболов? (Рыбалов поймал 5 рыб)
- Настя, сколько рыб ты поймала? (Я поймала 1 рыбу)
- Максим, а, сколько ты поймал рыб? (Я поймал 3 рыбы).
Молодцы!
11) Ребята “Золотая рыбка” говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите, пожалуйста!
Настя: рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)
Максим: рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)
Настя: рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)
Максим: сказка, рыбак, о, рыбка, и. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Молодцы, хорошие составили предложения.
12) Заучивание стихотворения.
- Ребята, послушайте стихотворение
Тянут сети рыбаки –
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу разную –
Белую и красную.
Много и немножко.
Хор-р-роша р-рыбешка!
- Про кого это стихотворение? Кто такие рыбаки?
- Прослушайте стихотворение еще раз и запоминайте. (Логопед читает второй раз, далее читают дети).
Молодцы!
13) Итог. Вы очень хорошо занимались, старались. Справились почти со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.
Поделиться…