Наталья Николаевна Крюкова
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Публикация «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» размещена в разделах
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Средний возраст
Знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать.
Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета. Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, знакомить со словами- друзьями (которые схожие по звучанию) : (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, т. п., то слова могут звучать похоже и различно.
«Звуки мы произносим и слышим» Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов.
Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими.
Дети узнают, что слова отличаются по протяженности (короткие и длинные, знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется).
Делят слова на части (кусочки, отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру.
Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.
В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись с помощью схем, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.
Учиться звуковому анализу слов:
-самостоятельно произносить слова (тихо, громко), интонационно подчёркивая в них нужные звуки;
-различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные;
-определять место звука в слове (первый, последний)
-самостоятельно выделять слова с заданным звуком.
При знакомстве со звуком начинаем работу с гласных звуков. : А-У-И-О-Ы. Почему?
- Их хорошо слышно, т. е. они формируют фонематическое восприятие, без которого ребенок не будет чисто и грамотно говорить.
- Они тянутся, поются, а это поможет развитию голоса. Дети ощущают вибрацию голосовых связок, учатся управлять силой голоса.
- Гласные звуки – это основа слова, его база, форма. На гласных звуках держится структура слова, т. к. сколько в слове гласных - столько и слогов.
- У гласных звуков легкая, узнаваемая артикуляция, которую дети легко воспроизводят, узнают звук по губам.
Детям объясняем, что гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.
Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) на слух. Главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь, в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду.
В среднем возрасте, мы не выделяем схемами звуки, только различаем с помощью слуха. Т. е работаем без фишек. Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
(Когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным).
Осуществлять звуковой анализ и синтез слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.
Вводятся термины «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами, а так-же вводим термин «звонкие и глухие» с помощью схемы колокольчик.
Учиться анализу односложных трёхзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».(2-ое полугодие)
Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш, а в слове арбуз– звук с. Придет время, и дети узнают все премудрости.
При ознакомлению с предложением сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.
Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам.
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом небольшом тексте. Учиться анализировать 4-х, 5-ти звуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).
Продолжается работа по формированию графических умений (готовим руку дошкольника к письму). Дети переходят к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
•! Очень важно воспитателям не смешивать в своей речи и речи детей понятия «Звук» и «Буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи. Дошкольники часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, воспитатель должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.
• Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
• Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
• В русском языке 10 гласных звуков (А,О,У,Э,Ы,И, Я, Е, Ё, Ю).
• 21 согласных звуков (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ).
• И еще 2 особенные буквы – это Ь и Ъ- звуков не имеют.
Желаем успехов в обучении?