Получи документы

Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму

Юлия Онохова
Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН

1. Введение.

2. Актуальность.

3. Отношение к проблеме других авторов.

4. Направления подготовки ребенка к обучению технике письма

5. Формирование элементарных графических навыков

6. Заключение.

1. ВВЕДЕНИЕ

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

Публикация «Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму» размещена в разделах

Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходит значительные изменения структуры содержания детской деятельности.

У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.

Другие авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержки в развитии.

Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических упражнений. В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ДРУГИХ АВТОРОВ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т,Б. Филичева описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. такие ученые как, Е. М. Мастюкова, М. И. Ипполитова Л. А. Данилова дают более подробные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных пальцев рук.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Определенные предложения по первоначальному обучению письму были внесены Е. В. Гурьяновым на основе, как лабораторных экспериментов, так и экспериментального обучения в отдельных школах (предложения о постановке только одной задачи в первоначальном введении письма, о письме без косой сетки и другие). В результате экспериментального в отдельных школах и при проверке результатов эксперимента Е. Н. Соколовой была создана новая методика обучения графическим навыкам письма.

Вполне естественно, что любая новая методика развивается на основе

предыдущих достижений. Но в некоторые периоды существования методики обучения графическим навыкам письма имело место не творческое ее применение, а догматическое, которое могло привести к застою в обучении или даже нанести ему определенный вред. Примером тому может служить существовавшее в свое время указание на то, что детям не следует показывать ошибочное изображение букв и слогосочетаний. Это указание учитывало только одну особенность детей – их подражательность.

Другим примером догматического отношения к этому методу можно считать полное отрицание возможности применения копировального метода.

Отсутствие научных разработок проверки приемов ведет к тому, что

определенные положения механически переносятся из одних методических пособий в другие без учета изменяющихся условий обучения, орудий письма и других. Так, например, до последнего времени в методики давалось указание при письме держать ручку в руке так, чтобы верхний ее конец был направлен в правое плечо. Это положение было выдвинутое для наиболее удобного письма гусиными перьями. При переходе на письмо шариковой ручкой такое требование стало совершенно неоправданным. Его лучше сформулировать так: свободный конец шариковой ручки при письме вначале строки направлен вправо от пишущего. По мере же заполнения строки он все больше становится направленным на пишущего.

Очень важно проводить большие исследования процесса овладения навыками письма не только отдельных методических приемов, но и изучения влияния овладения орудием письма на качество письма и его скорость.

Для того чтобы в преподавании чистописанию и применению методических приемов было меньше догматизма, необходима определенная культура учителя (знание не только методов, но и закономерностей формирования навыков в определенном возрасте, в перспективе, знание индивидуальных возможностей детей, творческий подход к процессу обучения, увлеченность своей работой.

Методика обучения каллиграфическим навыкам письма дается учителю для того, чтобы он в определенных конкретных условиях мог применять методические приемы, учитывая индивидуальные особенности отдельных учащихся и средний уровень большинства учащихся класса. Это касается больше всего скорости письма и соединения букв.

Остановимся на том, какие проблемы в настоящее время являются

дискуссионными и как они решаются в различных странах. Основными проблемами в методике обучения в настоящее время можно считать следующее: а) как обучать письму детей 5-6 лет; б) как обучать отрывному и безотрывному письму; в) как применять разлиновку в обучении письму; г) как обучать прямому или наклонному письму; д) какой рукой обучать письму; е) каким должен быть письменный шрифт.

Наиболее дискуссионной является проблема обучения детей письму в

возрасте 6 лет. Как известно, в этом возрасте рука ребенка (мелкая

мускулатура пальцев, координация движений, не окончившееся окостенение кисти) не готова к быстрому овладению письмом. Дети в этом возрасте могут успешно овладеть процессом чтения, но медленное развитие письма тормозит овладение ребенком грамотой.

Если обучение письму идет одновременно с овладение чтением, то ребенок лучше овладевает чтением, закрепляя усваиваемое на уроках письма. Вместе с тем ребенок пишет настолько медленно, что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо, если не торопить, он с самого начала спешит и портит формирующийся почерк. Вот это противоречие побудило методистов разных стран к поискам решения проблемы. Так, в Англии, Америке, Германии, Швеции и ряде других стран в первоначальном обучении вместо курсивного письма было введено письмо печатными буквами, шрифтом, включающем небольшое число элементов; письмо названо манускриптом. Однако это не привело к решению проблемы – скорость и качество письма не улучшились, а кроме того, особую

озабоченность вызывало то, когда и как переучивать детей письму курсивным шрифтом.

В некоторых странах (например, в Чехословакии, чтобы облегчить работу детям и исключить наиболее трудные движения пальцев во время письма, сначала обучают крупными письменными буквами, затем все более мелкими. В Польше практиковалось обучение чтению на письменном шрифте, тем самым ребенок запоминал сначала меньшее количество обозначенных букв.

В некоторых школах США вместо первоначального письма вводилось первоначальное печатание машинным способом.

В Болгарии при переходе к обучению детей с 6 лет обучение письму

отстает от обучения чтению. Сначала обучают чтению, а в это время ведется подготовка и к письму – письмо элементов, упражнения для развития движений пальцев.

Хотя в этих поисках много рационального, проблема обучения детей 5-6

лет письму не решена. В последнее время решаются вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. В нашей работе имелись попытки и такого рода (Ю. И. Фаусек, Н. Г. Агаркова, Е. Н. Соколова, Н. А. Федосова, Н. А. Зайцев). Введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приемами может ускорить решение этой проблемы.

Многие авторы считают, что в первоначальном обучении чистописанию детей начальных классов процесс должен быть оснащен не только применением образцов письма в форме прописей и показом письма учителем. Необходимо также создание учебного кино, дисплейного показа процесса письма, показа ошибочного написания и других.

Дальнейшие поиски и разработки ученых в области графических навыков письма и творческий опыт учителя приведут к совершенствованию методов формирования каллиграфических навыков письма.

5. Три направления подготовки ребенка к обучению технике письма

Для чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку, причем каждый навык требует подготовки своих специфических сфер. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

Что же нужно ребенку для успешного овладения письмом?

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. Красивое письмо обязательно требует соблюдения не только одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Основным показателем хорошего подчерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С Комарова, И. Н. Садовникова, М. М. Кольцова, для успешного овладения графикой письма необходимы : координация движений, пространственные представления. Чувства ритма.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо, может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и подготовки его руки к письму.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:

• Гимнастика пальцев и кистей рук;

• Ориентирование на листе бумаги;

• Формирование элементарных графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

o Массаж кистей рук,

o Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры,

o Лепка,

o Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусин, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами,

o Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить. Существует множество простых способов развития моторики детей дошкольного возраста.

упражнения для губ упражнения для языка

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

МОТОРИКА

МЕЛКАЯ ОБЩАЯ

-аппликация -театрализованная деятельность

-вырезывание -пластические этюды

-лепка -подвижные игры

-рисование -игры на координацию речи и движений

-штриховка -логоритмика

-обводка -танцевальная деятельность

-дорисовывание предмета

-соединение по точкам

-мозаика

-оригами

-собирание узора из предметов

(бисер, рис, пуговицы и т. д.)

-пальчиковый театр

-пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для упражнений пальцев и кистей рук можно использовать любое пособие по «пальчиковой гимнастике», выпущенное в нашей стране. В некоторых пособиях также имеются упражнения для развития умения ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

К пассивной гимнастике для рук относится массаж кистей рук, который не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа (поглаживание проводят медленно, плавно). При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Вибрация заключается в нанесении один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10 – 12 раз при необходимости курс можно повторить через 10 – 30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку. Более подробно с правилами массажа, упражнениями массажа можно ознакомится в книге Е. Краузе «Логопедия», 2003г. и других ученых.

К активной гимнастике относятся игры с предметами, пальчиковые игры с сопровождением слов, упражнения без речевого сопровождения.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2–3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Дети будут с большим интересом запоминать слова сопровождающую гимнастику, если игра будет связана с темой занятия или уже пройденного материала. Поэтому предлагаю сборник специальных упражнений, где собраны игры направленные на развитие общей и мелкой моторики на различные темы.

Развитию руки способствуют также игра с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка, рисование, плетение, занятия ритмикой, физкультурой.

Предлагаются комплексы пальчиковых упражнений. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др., такие игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезывания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают, не целую форму, а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Изучив специальную литературу, основываясь на результатах бесед с педагогами дошкольных учреждений и учителями начальных классов, считаю целесообразным систематизировать работу, направленную на развитие графического навыка в детском саду. Так, например, различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики применять не только на специально предназначенных для этого занятиях (конструирование, лепка, рисование, но и в процессе занятий по окружающему миру, математике, развитию речи, обучению грамоте, отдельной строкой выносить упражнения направленные на развитие графического навыка в перспективном и календарном планировании. (Приложение) Также необходимо проводить работу среди родителей: консультировать, объяснять важность работы направленную на развитие графических навыков в дошкольном возрасте, предлагать литературу и специальные упражнения.

6. Формирование графических навыков

Подготовку к обучению письму целесообразно вести одновременно во всех направлениях.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй предмет по точкам», «Соедини точки» и т. д. эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради.

Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ребенок, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, целесообразно проводить в конце занятия.

В книге «Подготовка к обучению грамоте» четко рассказано о том, как ребенок должен правильно сидеть при письме, как расположить тетрадь, как правильно держать ручку. Также в настоящее время выпускается множество рабочих тетрадей и развивающих прописей (под редакцией Соколовой Е. И., В. Дмитриева «Волшебные прописи», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Учимся писать и рисовать», Пушков А. Е. «Упражнения для вырабатывания четкости линий», Татаринкова Л. Ю. «Готовим руку к письму» и др.) где подробно описана система работы по формированию графических навыков и самое главное дан практический материал.

На начальном этапе обучения письму детям требуется много времени для осознания действий, которые они должны осуществить, а затем закрепить их правильное выполнение и довести до автоматизма путем многократных точных повторений. Требование «пиши быстрее» приводит к тому, что ребенок не успевает закрепить правильный способ проведения линий.

У каждого человека свой темп письма. Стремление взрослого ускорить на начальном этапе формирование навыка письма без учета особенностей ребенка может привести к обратному результату. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5–6 минут.

Для подготовительных графических упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Последовательность заданий в ныне выпускаемых рабочих тетрадях основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т. д. Дети обводят, например, «домик» улитки, начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать ручку от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки. Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Затем дети заштриховывают различные геометрические фигуры. Штриховка – это новый этап развития произвольной деятельности ребенка 6–7 лет. Детям приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге и штриховка позволяет детям безболезненно перейти к письму в ученической тетради. Они учатся обводить рабочую строку, рисовать в ее пределах бордюры, писать элементы букв. Для того, чтобы ребенку легче было запоминать графические образы сложных элементов букв, их связывают с реальными предметами (например, прямая с закруглением – ручка зонтика).

Графические упражнения и штриховка.

Выполняются сначала на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

Письмо элементов букв : прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия - 30 мин. для детей 5 - 7 лет.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Детям предлагаются упражнения, помогающие вырабатывать графические навыки пяти-шестилетних детей. Далее ребенок должен будет учиться рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки. Здесь должна использоваться обычная тетрадь в клеточку.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольных учреждениях уделяется внимание подготовке детей к обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.

Таким образом, ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.

Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены в полной мере, ни в рисовании, ни в лепке - наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.

В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде рисования. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме. А они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий приводит у некоторых детей к тому, что требование писать на себя при наклонном положении бумаги ведет к прямому письму. Палочка при любом положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки (Желтовская Л. Я., Соколова Е. Н.).

К сожалению, использование специальных тетрадей, в которых опубликованы упражнения направленные на развитие графического навыка, не используются в дошкольных учреждениях, в силу того, что они не предусмотрены программными требованиями. Изучив специальную литературу, исследования ученых и педагогов дошкольных учреждений, а также мнение учителей начальной школы, считаю, что необходимо отдельной строкой выносить упражнения направленные на развитие графического навыка в перспективном и календарном планировании при обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Приложение

тематический план

месяц неделя Тема всего

сентябрь 1 Вводное занятие. 2

2 Осень. Штриховка 2

3 Осенний листопад (работа бисером). Обведение по контуру 1

4 Перелётные птицы (оригами). Штриховка 1

октябрь 1 Фрукты (печать по трафарету). обведение по точкам 1

2 Дом (модульная аппликация). Обведение по контуру 2

3 Осеннее дерево под дождем (рисование). Штриховка

2

4 Ягоды (печать по трафарету). Обведение по контуру 1

ноябрь 1 Домашние животные (аппликация). обведение по точкам 2

2 Сказки (оригами). Штриховка 1

3 День матери (пластилинка картинка). Обведение по контуру 2

4 Первый снег (рисование пальцами) Штриховка

1

декабрь 1 Зима (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам 2

2 Ветка ели (рисование ватными палочками). Штриховка

1

3 Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Обведение по контуру 2

4 Украшаем елку (аппликация с использованием ватных дисков). Штриховка 1

январь

1 Снеговик (работа с проволокой). Обведение по контуру 2

2 Узоры на стекле (волшебные рисунки).

1

3 Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе и с крупой). Штриховка

2

4 Белая береза (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам

2

февраль

1 Зимушка – зима (рисование). Обведение по контуру 1

2 Белый медведь любуется северным сиянием (рисование и аппликация). обведение по точкам 2

3 Одежда (декоративное рисование с элементами аппликации). Штриховка 1

4 Чайный сервиз (аппликация.) обведение по точкам 1

март

1 Праздник 8 Марта (изготовление объемной открытки). Штриховка 2

2 Царство диких зверей (работа с нитками). 2

3 Цветущая весна (рисование). Обведение по контуру 1

4 Весенний цветок (оригами) обведение по точкам 1

апрель 1 Аквариум (объемная аппликация). Штриховка 1

2 День космонавтики (аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги). Обведение по контуру 1

3 Ландыши (картинка – пластилинка работа с бисером). обведение по точкам 2

4 Первые лужи (рисование на мокром листе). Штриховка 1

май 1 Весенний дождь (рисование техника набрызг). 1

2 На лугу (работа с бисером и крупой). Обведение по контуру 1

3 Насекомые (оригами). Штриховка 1

4 Насекомые (объемная аппликация)обведение по точкам 2

Содержание

Раздел, тема

Цели и задачи, вид деятельности.

Содержание

Практическая деятельность.

1.

Вводное

Рисование

Тема «Картинки на песке». Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей,

Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его

Выявление ведущей руки у детей

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги,

Работать над развитием координации движений с речью

Учить соединять точки не отрывая карандаша от листа, учить контролировать силу надавливания на карандаш.

Обведение рисунка по точкам

2. Осень рисование

«листопад»

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

Развивать цветовое восприятие. Учить детей видеть границы рисунка.

Смешивание краски прямо на листьях.

3.

Тема «Осень».

Осенний лес

Бисерография

Учить делать основу из пластилина, выкладывать из бисера рисунок.

Развитие мелкой моторики

Познакомить с методом творческой работы бисеровыкладыванием Создание рисунка используя разные материалы.

4 Птицы (перелетные) оригами Развитие мелкой моторики.

Продолжать учить выполнять словесные инструкции

Знакомство с искусством оригами Оригами птица

5. фрукты

Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навык работы в коллективе.

Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать чувство ритма.

Создание рисунка при помощи трафарета.

6. Модульная аппликация. Дом построим сами

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации речи с движением

Тренировать мышцы рук

Осваивать способы модульной аппликации.

Учить обрывать бумагу по контуру Формировать умение планировать работу и технологично осуществлять творческий замысел

Модульная аппликация

7. Рисование «осеннее дерево под ветром и дождем»

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям.

Учить изображать дерево в ветреную погоду.

Развитие мелкой моторики рук, упражнять в координации движения рук.

Закреплять навыки работы с цветными карандашами (штриховка, ведение вертикальных линий, кривых линий с разным нажимом, не отрывая карандаша от бумаги

рисунок

8.

Рисование «Ягоды» Развитие воображения мелкой моторики, эстетический вкус.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Учить контролировать движение руки, кисти, контролировать силу нажима.

отпечаток

9. Домашние животные (аппликация). Развивать чувство цвета, композиции. Продолжать учить ориентироваться на бумаге. Учить выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. аппликация

10 Сказки (оригами). Создать интерес к подготовке мини спектаклей по сюжетам знакомых сказок.

Развитие мелкой моторики, продолжать учить выполнять задание по образцу Работа с бумагой, продолжать учить складывать бумагу по образцу, аккуратно, рассчитывать силу кисти при заглаживании бумаги

оригами

11 День матери (пластилинка картинка). Развитие воображения мелкой моторики чувства цвета.

Знакомство с видом живописи - портрет Продолжать учить детей работать с пластилином, учить пропорционально рисовать карандашом части лица, подбирать контрастный цвет бисера

Лепка рисование, работа с бисером

12 Первый снег (рисование пальцами) Развитие воображения.

Продолжать учить ориентировке на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики рук

Знакомство с техникой рисования пальцами Рисование пальцами

13 Зима (рисование с элементами аппликации). Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы.

Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

Тренировка мышцы рук Учить использовать технику рисования – тычок (рисование жесткой полусухой кистью, и набрызг

Добавление березы (объемная аппликация) путем приклеивания Рисование красками. аппликация

14 Ветка ели (рисование ватными палочками). Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

Учить рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками Рисование нетрадиционным методом

15 Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Развитие зрительно – моторных функций, упражнять в ориентировке на листе. Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

Учить изготавливать поздравительные открытки – самоделки с сюрпризом. Аппликация с элементами конструирования.

16 Украшаем елку (аппликация с использованием ватных дисков). Учить выполнять действия по образцу, учить использовать в аппликации блеск, ватные диски.

Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. Учить работать с клеем, ватными дисками, блеском. Следить за аккуратностью выполнения работы.

Аппликация с использованием ватных дисков.

17 Снеговик (работа с проволокой). Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Учить работать с проволокой, знакомство с техникой безопасности

Объёмная работа. Изделие из проволоки

18 Узоры на стекле (волшебные рисунки). Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить закрашивать, равномерно располагая на листе один тон краски Рисунок – сюрприз. Работа красками

19 Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе и с крупой). Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать крупу поштучно, так что бы получился силуэт дерева в снегу.

Картинка - пластилинка

20 Белая береза (рисование с элементами аппликации). Учить создавать сюжетную композицию, изображать зимнюю (серебристую) березку по мотивам стихотворения.

Работа над развитием моторики и зрительного восприятия.

Гармонично сочетать разные изобразительные техники.

Рисование с элементами аппликации.

21 Зимушка – зима (рисование). Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимнего пейзажа.

Упражнять в ориентировке на плоскости, работать над развитием зрительно-пространственного восприятия

Продолжать учить использовать нетрадиционные техники рисования Рисунок

22 Белый медведь любуется северным сиянием (рисование и аппликация).

Развитие мелкой моторики, воображения.

Совершенствовать графические навыки и умения Учить создавать сюжетную композицию, в технике коллажа Рисунок с элементами аппликации.

23 Одежда (декоративное рисование с элементами аппликации). Развитие воображения.

Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Закрепить знания детей сезонной одежде. Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта своей руки Рисунок декоративный с элементами аппликации.

24 Чайный сервиз (аппликация.) Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие эстетического восприятия, учить наносить одинаковый орнамент

Развитие логического мышления воображения.

Учить выполнять аппликацию способом обрывания.

Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции Аппликация

25 Праздник 8 Марта (изготовление объемной открытки). Развитие воображения.

Вызвать положительные эмоции.

Развитие мелкой и общей моторики. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы. Объемная открытка

26 Царство диких зверей (работа с нитками). Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Развитие внимания, воображения.

Знакомство детей с приемом аппликации – выклеиванием силуэта мелко нарезанными нитями для передачи эффекта пушистой шерстки.

Учить наносить клей на основу равномерно, тонким слоем. Аппликация

27 Цветущая весна (рисование). Учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент.

Развитие воображения, мелкой моторики.

Пальчиковая техника рисования закрепление. Рисунок

28 Весенний цветок (оригами) Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.

Развитие моторики, логического мышления. Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать.

Оригами

29 Аквариум (объемная аппликация).

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Продолжать учить вырезывать по контуру, учить приему закручивания бумаги. Объемная коллективная работа

30 День космонавтики (аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги). Учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент.

Развитие воображения, мелкой моторики. Продолжать учить вырезывать по контуру, Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции Аппликация

31 Ландыши (картинка – пластилинка работа с бисером). Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер поштучно Картинка - пластилинка

32 Первые лужи (рисование на мокром листе). Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Развитие внимания, воображения.

Учить выполнять действия по образцу Рисунок

33 Весенний дождь (рисование техника набрызг). Использовать гамму красок

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Знакомство и обучение новой технике рисования Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта Учить создавать сюжетную композицию

Рисунок

34 На лугу (работа с бисером и крупой). Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер и крупу поштучно Картинка - пластилинка

35 Насекомые (оригами).

Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.

Развитие моторики, логического мышления Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать. Оригами

36 Насекомые (объемная аппликация) Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы. Аппликация

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИА ОНОХОВА Ю. Е.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКДОУ № 4 Р. П. ОХОТСК

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Рецензия Однажды меня попросили написать рецензию на обобщенный опыт работы. Попросил хороший человек, прекрасный педагог, тема опыта очень нужная,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 17:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Онохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД