Елена Николаевна Гальченко
Консультация для родителей «Подготовка ребенка к освоению грамоты. Слуховое восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к освоению грамоты. Слуховое восприятие
С помощью слухового восприятия ребенок узнает и отличает от друга звуки. На бессознательном уровне эта способность так же, как и способность к зрительному восприятию, присуща ему от рождения. Нашей задачей является сформировать у него способность целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой. Кроме того, нужно развить у ребенка способность к тонкому различению звуков.
На базе этой способности у ребенка формируется речевой слух, с помощью которого он различает между собой звуки речи и у него формируются слуховые образы звуков.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка ребенка к освоению грамоты, Слуховое восприятие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Задания на основе неречевого материала
- Воспроизведите перед ребенком два похожих друг на друга звука (например: топните ногой по полу и хлопните в ладоши). Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Предложите ребенку угадать, что это за звук, и повторить его.
- Это же упражнение выполняйте с другими, более близкими между собой звуками (например: можно царапать чем-нибудь по разным поверхностям, постукивать по столу разными предметами, шуршать разными предметами и т. п.). Показывайте ребенку звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.
- Покажите ребенку, как звучат различные звучащие игрушки (начинайте с 3 игрушек). Пусть отвернется. У него за спиной воспроизведите какой-нибудь звук, попросите угадать, какая игрушка звучала. Если в доме есть какой-нибудь музыкальный инструмент (можно игрушечный, поочередно извлекайте из него два далеких между собой по высоте звука. Объясните ребенку, какой звук — высокий, а какой — низкий. В дальнейшем пусть ребенок угадывает, какой звук (высокий или низкий) вы извлекли. То же упражнение выполняйте с близкими по высоте звуками.
- Каким-нибудь одним предметом (звучащей игрушкой) издавайте звуки различной громкости. Ребенок должен сказать, громкий или тихий звук прозвучал. Начинайте с резко отличающихся друг от друга по громкости звуков. Постепенно сближайте их.
Задания на основе речевого материала
Упражнения на различие речевых и речевых звуков между собой
Цель этих упражнений — объяснить ребенку, что такое звуки речи, и научить его безошибочно отличать их от всех других.
Для начала расскажите ребенку, что звуки речи — это те звуки, которые мы произносим и с помощью которых мы говорим ([А], [О], [М], [Р] и др.). Например, слово мама состоит из звуков [М] и [А], папа — [П] и [А]. Приведите ребенку несколько простых примеров, произносите слова тщательно и утрированно, выделяя в них звуки. Когда будете произносить изолированно согласные звуки, следите, чтобы в их произношение не вкрадывалось призвука гласного звука (говорите [М], а не [МЭ]).
- Вперемешку воспроизводите перед ребенком различные звуки {шорохи, постукивания, извлекайте звуки из звучащих игрушек) и звуки речи (сначала включайте только гласные, потом — и согласные). Когда ребенок слышит звук речи, он должен поднимать руку.
- Скажите ребенку, чтобы он «показал» вам несколько звуков, не являющихся звуками речи.
- Пусть произнесет несколько звуков, являющихся звуками речи.
Различие речевых звуков
Для выполнения этих упражнений вам нужно изготовить карточки, на которых будет схематически изображено положение губ при произнесении гласных звуков.
Две горизонтальные линии — звук [Ы]. При его произнесении губы вытягиваются в стороны почти параллельно друг другу и между ними образуется довольно широкий зазор.
Одна горизонтальная линия — звук [И]. При его произнесении губы вытягиваются в тонкую улыбку и почти смыкаются.
Большой кружок — звук [А]. При его произнесении рот максимально открыт.
Маленький кружок — звук [О]. При его произнесении губы слегка вытянуты вперед и округлены.
Точка — звук [У]. При его произнесении губы вытягиваются в узкую трубочку.
Эллипс — звук [Э]. При его произнесении рот широко открыт и углы рта слегка вытянуты в стороны.
Все значки должны быть красного цвета.
Ы - = ; И- —; А - ; О- ; У - •; Э -
Кроме указанных обозначений, сделайте два кружка красного и голубого цвета: красный кружок будет символизировать гласный звук, голубой — согласный.
Весь этот материал понадобится вам и в дальнейшем.
Покажите ребенку, как произносятся гласные звуки (артикулируйте утрированно): [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э], пусть повторит их за вами. Обратите его внимание на то, какую форму при произнесении каждого звука принимают губы. Повторяя за вами, пусть смотрит в зеркало на свой рот. Объясните ему, что гласные звуки называются так потому, что произносятся голосом (глас — это голос).
Объясните ребенку, что на карточках нарисованы обозначения гласных звуков, объясните почему (на них изображена форма рта, которую он принимает при произнесении того или иного звука).
Вы показываете ребенку карточки с обозначениями гласных звуков, он угадывает, какой звук нужно произнести, и произносит его.
Произносите гласные звуки так, чтобы ребенок видел ваш рот. Он должен показывать карточки с символическими изображениями этих звуков.
Это же упражнение выполняйте только на слух. При произнесении звуков прикрывайте рот листом бумаги.
Объясните ребенку, что, кроме гласных звуков, есть еще и согласные. Очень четко произнесите их: [М], [Б], [Д], [В], [П], [Н], [Т] (других | звуков использовать пока не нужно). Когда будете называть звуки, очень внятно артикулируйте, чтобы ребенок видел, как они произносятся. Следите, чтобы в ваше произношение не вкрадывался призвук гласного звука. Объясните ребенку, что гласные звуки всегда произносятся с открытым ртом, одним голосом, без участия губ и языка (губы только немного меняют свое положение, но не соприкасаются, а согласные произносятся губами или языком (губы смыкаются, язык прислоняется к зубам). Когда будете произносить звуки [Д], [Н], [Т], немного высовывайте язык между зубами, чтобы ребенок видел его работу.
Произносите вперемешку гласные и согласные звуки, ребенок должен говорить, гласный или согласный звук вы произнесли.
Скажите ребенку, что гласные звуки вы будете обозначать кружком красного цвета (так же, как и значки, которые вы использовали для них в предыдущих упражнениях, а согласные — кружком голубого цвета.
После этого вперемешку называйте согласные и гласные звуки — ребенок должен показывать либо голубой, либо красный кружок. Сначала четко артикулируйте, чтобы он мог и на глаз отличить согласный звук от гласного, затем он должен делать это только на слух.
Вы показываете ребенку голубой или красный кружок, он произносит любой согласный или гласный звук.