Марина Тошева
Консультация для педагогов «Подготовка ребенка к конкурсу чтецов»
▼ Скачать
Консультация для педагогов
Уважаемые коллеги! Вам наверняка в течение учебного года не раз приходится готовить ребят к конкурсу чтецов. Кроме чтения прозы на «Живой классике», дети читают много стихов к различным праздникам – дням матери, героев Отечества, юмора, к месячнику героико-патриотического воспитания и проч… К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев «подготовка» сводится к выбору взрослым произведения, не всегда удачному выбору.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка ребенка к конкурсу чтецов“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Позвольте предложить несколько рекомендаций, которые помогут и вам, и ребятам чувствовать себя более уверенно в стрессовых условиях конкурсов.
Наверняка, есть в школе группа ребят, на которых вы опираетесь в таких случаях, из которых в первую очередь выбираете чтецов. Заранее готовьте их артикуляционный аппарат, дыхательную систему, всю психику к публичному чтению. Упражнений для носоглотки, губ, языка, гортани великое множество на соответствующих сайтах в интернете. Нужно только сделать эти 10-минутные занятия регулярными, привычными для ребят. И непосредственно перед конкурсным чтением разогреть, размять, подготовить артикуляционные мышцы к активной работе. Без этого чтец на сцене будет подобен ненастроенному музыкальному инструменту.
Выбор произведения – сложнейшая и важнейшая задача. Основополагающий момент! СОВМЕСТНАЯ работа педагога и ребенка!
Материал соответствует следующим требованиям:
Интересен и нравится ребенку.
Соответствует его возрасту и полу.
Учитывает силы и возможности ребенка.
Классика! Настоящая! Русская или зарубежная в хорошем переводе! Классика прошла испытания временем, сценой, записью на радио и телевидении.
Актуальность материала именно для чтеца. Ребенок точно понимает, о чем он говорит со сцены. Понимает значение всех слов. Знает сюжет произведения, если готовится читать отрывок.
Не стоит брать тот текст, где есть только диалоги. Считается, что в таком тексте «есть, что поиграть», т. е. создается возможность продемонстрировать артистизм ребенка. Да. Но! В диалоговом тексте очень мало возможности выразить личностное, собственное отношение чтеца к происходящим событиям. Именно описательные части текста позволяют чтецу выражать тонкие, глубокие, пережитые чувства, использовать различные оттенки различнейших интонаций.
Пусть текст будет сюжетным. Пусть в нем произойдет изменение героя, или изменение его отношения к ситуации, или изменение его взаимоотношений с кем-то. Пусть в тексте что-то ПРОИЗОЙДЕТ! И чтец будет вести слушателей к итогу, а итог с первых абзацев будет ожидаем зрителями, будет им интересен, будет их волновать.
Работа над текстом.
Итак, текст перед нами. Побеседуем с юным чтецом.
Детально ответим на вопросы: Какова главная мысль, идея нашего текста? Зачем ты выходишь с ним на сцену? С кем ты будешь общаться? Чего хочешь добиться? С какой целью ты оказался здесь? Например: «Хочу, чтобы люди задумались о смысле жизни». «Хочу, чтобы не было равнодушных». «Хочу, чтобы вспомнили свою первую влюбленность». «Хочу, чтобы люди учились относиться к встрече, как к чуду»… Таким образом, сформулируем сверхзадачу чтеца и будем думать, как раскрыть эту сверхзадачу через образы данного произведения.
Обсудим обстоятельства, в которых происходит действие. Поговорим о характере персонажа, его судьбе, его интересах. ПОЗНАКОМИМСЯ с персонажем поглубже, как с новым другом. Разберемся, что он чувствует, думает, чего хочет, как будет добиваться осуществления своих планов, как будет действовать, что будет чувствовать в момент действия… Обсудим, в какое время года, время суток, в какую погоду совершается действие, описанное в тексте. Как себя чувствует наш друг – герой, как ему дышится, каково его самочувствие… Словом, четко смоделируем предлагаемые автором обстоятельства. И юный исполнитель будет помнить об этих обстоятельствах во все время подготовки и чтения!
Педагоги театральных вузов рекомендуют не только вообразить и обсудить предлагаемые литературным текстом обстоятельства, но и превратить текст в киноленту видений, нарисовать основные позиции персонажей рассказа. Схематично, – точками-палочками-крючочками – не важна здесь художественность, важно детально увидеть ход происходящих событий!
Цель всех этих бесед и обсуждений – приближение текста к ребенку. Только тогда у чтеца появится определенное отношение к событию, людям или фактам, о которых идет речь. Постепенно сближаясь с текстом, дополняя его своим творческим воображением, ребенок постепенно создает живую, яркую картину, свидетелем которой он как бы сам становится. И тогда текст запоминается легко и прочно.
Работа над текстом. (Продолжение)
Сосредоточимся на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.
Объясним все непонятные слова.
Уточним сомнительные ударения.
В интересном тексте последовательность событий излагается в нарастающей напряженности. Внимательно проследив содержание и взаимосвязь этих событий, выделим ряд эпизодов, на которые может быть разделено все произведение. А затем в каждом из эпизодов постараемся уяснить содержание каждой фразы, ее необходимость, значение для выполнения нашей сверхзадачи.
Определим в тексте главные слова, на которых будут сделаны логические ударения, которые будут при чтении специально выделены. Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «В первую очередь нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После это следует сделать то же с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается не главных, не выделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать. Для этого нужен целый комплекс ударений: сильных, средних, слабых».
Поработаем над текстом с карандашом в руках. Отметим паузы (длинные, средние, короткие, интонации (вопросительные, восклицательные, недоумения, продолжения, возмущения, иронии… - их огромное множество, динамику (нарастание голоса, затихание, возгласы и т. п.). О вариантах обозначений договоритесь с ребенком : они должны быть понятны ему и вам и одинаковы у вас обоих.
Очень советую не зубрить текст по кусочку, а несколько раз в день – утром и вечером – прочитывать его целиком, всякий раз стараясь видеть происходящие события в созданных автором и своим воображением обстоятельствах.
Перед выступлением:
Дыхательная и артикуляционная разминка.
Постараться почувствовать, какие мышцы от волнения стали каменными, напряжены и «мешают» - зажаты. Мешают руки – куда их девать? Шея и нижняя челюсть? Зажатую мышцу надо перенапрячь (сильно сжать кулаки, челюсти, напрячь все мышцы шеи) подержать несколько секунд в очень напряженном состоянии, а потом расслабить. Сосредоточенность на физическом состоянии тела поможет снять напряжение мышц и отвлечет от необходимости волноваться.
Во время выступления.
Чтец обращается в зрительный зал, к слушателям. В нынешней ситуации, когда придется снимать видео с выступлением ребенка, пусть в помещении будут люди, к которым обращен рассказ. Чтобы исполнитель видел глаза, мимику слушателей, их эмоциональную реакцию на звучащее произведение.
Не стоит во время чтения перевоплощаться в тех, о ком повествуешь. Перевоплощаются актеры в спектакле или фильме. А чтец только рассказывает слушателям о действующем лице, как бы подглядывая за ним и проявляя свое к нему отношение и оценивая его действия. Если в тексте есть прямая речь, то и тогда чтец не должен играть действующих лиц, изображая их голоса и возраст, а должен лишь повествовать о них.
Исполнитель рассказывает о том, что уже когда-то произошло. Знает все событие от начала до конца. Вот и пусть ведет слушателей последовательно, осмысленно, уверенно от начала к концу произведения, все время памятуя о своей цели – о сверхзадаче, о том, к чему хочет привести зрителей.
Успехов всем, уважаемые коллеги!
Подготовка артикуляционного аппарата к работе.
Дыхание:
Быстрый бесшумный вдох через нос-рот одновременно. Плечи не поднимаются. Спина ровная. Голова поднята, но назад не запрокинута.
Чтобы вдыхать бесшумно, на вдохе прижимаем кончик языка к верхним альвеолам –(бугорки позади верхних зубов.
Упражнения:
Короткий вдох – длинный выдох за n секунд. Число n т постепенно увеличивается от 8 до___ (по возможностям детей).
«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т. д.». Текст произносим громко, внятно на одном выдохе. Постепенно количество слов увеличиваем.
«Насос». Короткий быстрый вдох – длинный сильный выдох на звуке «с» : с силой проталкиваем воздух через сомкнутые зубы и прижатый к ним язык.
«Мяч». Короткий быстрый бесшумный глубокий вдох – длинный сильный выдох на звуке «ш» - мяч сдувается.
Артикуляция.
Упражнения для губ.
«Слон и лягушка». Губы вытянуть трубочкой, удерживать три секунды. Растянуть уголки рта в стороны как можно сильнее – удерживать три секунды. Повторить15 раз.
Сброс (расслабление губ) : бр-р-р (расслабленными губами)
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой как можно сильнее. Медленно переместить вправо, держать 3 секунды, медленно переместить влево, держать три секунды. (6 раз)
Сброс.
Оскал. Помассировать губы о зубы. 10-20 раз. Сброс.
Упражнения для языка.
«Парус». Рот приоткрыт. Язык цепляется за нижние зубы и дугой выдается вперед. Прячется, расслабляясь. (6-10 раз).
Сброс (расслабление языка) : поболтать языком.
«Футбол». Рот закрыт. Язык нажимает поочередно на щеки так, чтобы было заметно острое округление щеки. (6 пар раз).
«Желоб». Язык сворачиваем в трубку и показываем наружу, стараясь высунуть его как можно больше.
Чистоговорки:
На мели мы налима лениво ловили.
Для меня вы в лимане ловили линя
Не меня ль о любви вы так мило молили
И в туманы лимана манили меня?
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедров.
Вытру гетрой выдре морду. Ядра – в ведра, выдру – в тундру.
Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала.
Коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.
На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова, четыре – дрова.
Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон:
в капюшоне кукушонок смешон.