Барашева Куренкова Алёна
Подготовка к школе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В. А. Сухомлинский)
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает практика, это не гарантирует успешного обучения в школе. Наибольшие трудности при подготовке к школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний, но и нарушениями психического развития, наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии, неврологические отклонения, речевые нарушения.
Публикация «Подготовка к школе детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Путь развития каждого ребенка очень индивидуален, особенно для ребенка с ОВЗ. Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций, восстановления здоровья и сроков реабилитации. Поэтому к школьному возрасту дети с ОВЗ, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом знаний умений и навыков.
При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать и выделять главные признаки предметов, это в свою очередь влечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Для того чтобы процесс психолого-педагогической подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению был успешным, педагоги, психологи, логопеды, музыкальные и физкультурные руководители должны объединить свои действия и обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.
Подготовка к школе ребенка с ОВЗ осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться к системе обучения.
Работа по подготовке детей с ОВЗ к школе состоит из следующих блоков:
I блок – Работа с детьми. Содержит три направления.
1. Развивающая работа с детьми.
С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.)
2. Диагностика.
В начале учебного года специальное время отводится на обследование детей. Выявляются индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые рекомендации.
В январе проводится динамическая диагностика готовности детей к школе, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы.
3. Коррекционная работа с детьми.
Проанализировав результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в них направлены на развитие психических функций, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр. В коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению необходимо включать занятия на развитие эмоционально-волевой сферы.
В задачи коррекционного обучения детей с ОВЗ входят :
- развитие и совершенствование общей моторики;
- развитие и совершенствование ручной моторики;
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений);
- развитие слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия, памяти;
- развитие темпо-ритмической стороны речи, формирование произносительных умений и навыков;
- коррекция нарушений изолированных звуков;
- автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- дифференциация нарушений звукослоговой структуры;
- совершенствование лексических и грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи, обогащение коммуникативного опыта.
Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ОВЗ
1. Развитие артикуляционной моторики.
На данном этапе обращается внимание на объем артикуляционных движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию артикуляционной позы.
Для подготовки губ и языка включаются элементы самомассажа и логопедический массаж органов артикуляции, основными задачами которого являются: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
2. Развитие дыхания.
В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т. к. у многих детей с ОВЗ оно часто бывает поверхностным, резким, неспокойным, причем нередко слова произносятся ребенком на вдохе.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономичный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
Целью данного этапа работы является развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
3. Работа над звукопроизношением.
При обучении звукопроизношению детей с ОВЗ перед педагогом стоят следующие задачи:
- исправить неправильное произношение звуков;
- различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
- удерживать в памяти воспринятый на слух материал;
- слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки.
4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Работа по формированию фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
5. Обучение грамоте.
Подготовка к обучению грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых ребенком. Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из слова. В процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача - научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.
6. Нормализация лексико-грамматических навыков.
У детей с ОВЗ отмечаются различные нарушения лексико-грамматического строя речи: бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и т. д. ряд ошибок, несвойственных детям с нормально развитой речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Отмечается неправильное употребление предлогов. Также наблюдается бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи.
Поэтому основная задача – это обогащение и активизация словаря, т. к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя языка направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
В процессе специально подобранных игровых упражнений, коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
7. Развитие связной речи.
Большое значение для развития связной речи имеет мотивация. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает ее более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
При подготовке детей к школе особое внимание уделяется формированию связной монологической речи. К основным приемам обучения детей связной монологической речи относятся: рассказ по демонстрируемым действиям; рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления; описание, рассказ по картинке; составление рассказа по серии картинок; сравнительное описание картинок; пересказ.
II блок – Работа с родителями. Содержит 3направления.
1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.
Одной из основных задач специалиста является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, повышения их родительско-педагогической компетентности при подготовке к школе. Родителей важно заинтересовать, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, разрабатываются памятки для родителей.
2. Индивидуальное консультирование.
Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения, учитель-логопед организует индивидуальные консультации. Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций учитель-логопед освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советует обратиться к другим специалистам (психоневрологу, нейропсихологу и т. д., готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными речевыми нарушениями.
3. Нетрадиционная форма организации работы с родителями.
Для того, чтобы помочь родителям и детям с ОВЗ достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения учителем-логопедом разрабатывается тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целями которого являются подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе, повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению, обучение эффективным способам общения, методам и приемам обучения и развития. Так же проводятся такие формы общения с родителями: совместные досуги, праздники; организация дней открытых дверей; игры с педагогическим содержанием.
Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей к школе в современных условиях очевидна, она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.