Татьяна Яшина
Развитие звуковой культуры речи дошкольников. Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : учить детей обследовать звуковую культуру слова, определять, есть в слове заданный звук или его нет; учить интонационно выделять заданные звуки, развивать фонематический слух и речевое внимание детей.
Интегрирование: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: игры с картинками; игры «Слово и слоги», «Слово и звуки»; чтение стихов Г. Виеру «Весёлая азбука»; просмотр познавательных мультфильмов.
Публикация «Развитие звуковой культуры речи дошкольников, Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Словарная работа: активизация словарного запаса.
Оборудование: предметные картинки, пластилин, цветные карандаши, бумага для рисования.
1. ЗАНЯТИЕ-ИГРА В ГОРОД ГРАМОТЕЙСК.
Волшебница Читайка приглашает нас в гости к своей сестрице Грамотейке в город Грамотейск. В самом красивом дворце города живёт волшебница Грамотейка. Неподалёку от неё живёт сударыня Азбука. В её дворце 33 окна, из каждого окошка выглядывает по одной дочке. Вы с ними уже знакомы. Да, да, это наши старые знакомые звуко-буквы, но вы должны запомнить их имена и называть правильно, чтобы сударыня Азбука не обижалась.
А (а) Б (бэ) В (вэ) Г (гэ) Д (дэ) Е (йэ) Ё (йо)
Ж (жэ) З (зэ) И (и) Й (ий) К (кА) Л (эль)
М (эм) Н (эн) О (о) П (пэ) Р (эр) С (эс)
Т (тэ) У (у) Ф (эф) Х (ха) Ц (цэ) Ч (ча)
Ш (ша) Щ (ща) Ъ (ТВ. зн.) Э (э) Ь (мяг. зн.) Ю (йу)\ Я (йа)
Подумайте о чуде: сколько букв-сестёр родных? Тридцать три! А сколько слов люди могут сложить из них?
(Объяснить детям, что это те же самые звуко-буквы, с которыми мы давно знакомы, но мама Азбука зовёт их только так, как написано в скобках, т. е. по имени).
Воспитатель пропевает правильное название букв под мелодию «В лесу родилась ёлочка», дети присоединяются:
В лесу родилась ёлочка
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, Жэ,
В лесу она росла
Зэ, И, Ий, Ка, Эль, Эм,
Зимой и летом стройная
Эн, О, Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф,
Зелёная была
Ха, Цэ, Че, Ша и Ща,
Метель ей пела песенку
И ТВЁРДЫЙ ЗНАК, и МЯГКИЙ ЗНАК,
Спи, ёлочка, бай-бай
И Ы, и Э, Ю, Я.
Мороз снежком укутывал
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Смотри, не замерзай
Ля-ля-ля-ля-ля-ля.
А теперь я вам предлагаю прочитать стихи о первой любимой дочке гласной букве «А», чтобы доставить удовольствие сударыне Азбуке.
Аист
Азбука пусть начинается с АИСТА –
Он, как и азбука, с «А» начинается!
Аист
АИСТ ест большой арбуз,
С виду алый, а на вкус?
Он и сам не разберё т:
То ли сахар, то ли мёд.
Антилопа гну
Взгляну на АНТИЛОПУ ГНУ
И потихонечку вздохну:
- Зачем, зачем везли в Европу
Такую антиантилопу!
Следующая буква алфавита хоть и вторая, но не менее любимая. Маме Азбуке будет очень приятно, если ей и её дочке мы прочтём стихи про букву «Б».
Бизон
Никакого нет резона
У себя держать БИЗОНА,
Так как это жвачное –
Грубое и мрачное!
Барашек
- Бе-е, -БАРАШЕК белый блеет,
Больше букв не разумеет.
Баран
А затем БАРАН явился,
Поглядел и удивился:
- Бе-е, берёза,
- Бе-е, бидон. -
Эту букву любит он.
А теперь ребята, я вам буду читать скороговорки, а вы должны будете найти твёрдый и мягкий звук «б» (б-б-б).
1. Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
2. У быка бела губа была тупа.
3. Баран-буян залез в бурьян.
4. Жили-были зубр и бобр,
Зубр был мудр, а бобр был добр.
5. Белые бараны били в барабаны.
Отгадайте загадку (найдите звук «б» (б-б-б) :
Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах. (бобры)
Ребята, смотрите, буква «В» сразу же закапризничала и стала требовать и для себя стихов. В нашей «Весёлой азбуке» есть, чем ей угодить.
Верблюд
ВЕРБЛЮД решил, что он – жираф,
И ходит голову задрав,
У всех он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!
Воробей
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами
Волновал траву с цветами.
Скороговорки. Давайте прочитаем их, ускоряя темп, несколько раз и найдём твёрдый и мягкий звук «в» (в-в-в).
1. Проворонила ворона воронёнка.
2. Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
3. На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
4. Ворона Матрёна
Варёной морковью
Кормила корову
В короне на троне.
- А теперь мы с вами ещё и вылепим красавицы-буквы А,Б,В из пластилина.
Воспитатель предлагает детям сделать красивые буквы из пластилина. А Б В
Игра «Дорисуй»
Буква А предлагает нам новую игру. Она просит, чтобы мы дорисовали из букв А,Б,В что-нибудь новое, полезное или смешное. Например из В – очки, из А – домик, из Б – барабан.
На протяжении занятия буквы мы называем по их «именам» и приучаем к названиям букв детей, например, «Б» (Бэ, «Л» (Эль, «Т» (Тэ) и т. д.
Звуки произносим так же, как и раньше: «б» (б-б-б, «л» (л-л-л, «т» (т-т-т).
В конце занятия проводится подвижная игра с мячом.
Детки –весёлый народ.
Если играть надоело,
То завести хоровод
Тоже занятное дело.
Игра проводится в кругу. Воспитатель бросает детям по очереди мяч, произнося слово. Ребёнок бросает его назад, называя при этом антоним.
Слова в помощь:
Молодой – старый. Быстрый – медленный. Большой – маленький. Чистый – грязный. Тёмный – светлый. Радость – горе. Тихо – громко. Мало – много. Плакать – смеяться. Идти – стоять. Лечь – встать. Спать – бодрствовать. Хорошо –плохо.
2. Занятие – игра «Весёлая азбука»
Мама Азбука сразу всех своих непосед с собой не берёт. Сегодня с ней «Г», «Д», «Е», «Ё». А мы рады ей угодить.
Буква «Г» очень гордая и строгая буква. Но думаю наши стихи ей очень понравятся. Давайте вместе почитаем эти стихи и сделаем акцент на замечательную букву «Г».
Грач
В книгу смотрит ГРАЧ учёный,
Рядом с ним сидит галчонок.
- Букву «Г», малыш, учи.
Это «Г» - гнездо, грачи.
Гусь
ГУСЬ гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
Я га-га-га – голосист.
Гадюка
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки,
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!
(Брать ноги в руки – значит, удирать)
А теперь заставим поработать наши язычки и прочитаем скороговорки:
1. Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
2. Возле горки на пригорке
Стоят тридцать три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
3. Говори, говори, да не заговаривайся.
Отгадайте загадку
Говорю я брату: «Ох!
С неба сыплется горох!»
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох, ведь это… (град)
Буква «Г» очень довольна и благодарна нам.
А вот буквы Д, Е и Ё надули губки, но и им мы знаем, как угодить. Прочтём и для них «Весёлую азбуку».
Дикобраз
Старый Ёж в лесах Кавказа
как-то встретил ДИКОБРАЗА.
- Ну и ну! – воскликнул Ёж, -
На кого же ты похож!
Ехидна
Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали ЕХИДНА.
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно!
Ёжик
- Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Сестрички хотя и любят друг друга, но тут же загалдели: «А скороговорки, стихи и загадки про нас, а нам…». Не будем их обижать, тем более что у нас всегда готовы подарки малышам. Услышьте, ребята, где звук «д» (д-д-д) твёрдый, а где мягкий.
Скороговорки для буквы «Д»
1. Дед Данила делил дыню.
Дольку – Диме, дольку – Дине.
2. Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
3. Загудела дудочка, дудочка-погудочка!
А вот тебе, буква «Д» и загадка
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)
Довольна буква «Д», а нам хочется и близняшек порадовать «Е» и «Ё», они славные девчонки. Но сначала немного отдохнём.
Физкультминутка.
Жили-были дед и бабка на пригорке у реки,
И любили очень-очень со сметаной пироги.
Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила,
Ну а маленькая внучка колобок катала в ручках.
Получился ровный, гладкий, очень вкусный, очень сладкий.
Мимо мышка пробегала, колобочек увидала.
«Ах как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек!»
Скороговорки
1.Ёжатся ёжики. На ёлку похожие.
2. Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
3. Поезд едет, едет, едет.
Он везёт, везёт медведей.
4. У ёлки иголки колки.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.
А вот стихотворение для буквы «Е»
Ель стоит вся белая,
Затаила дух.
Белый снег пребелый
На ней, как белый пух.
Загадка для буквы «Е»
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
А это стихотворение для буквы «Ё»
Ёлка
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый го год я главная.
И загадка для буквы «Ё»
Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьёт молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (ёж)
Давайте напишем эти буквы пальчикам на своей ладошке : Г, Д, Е, Ё. А теперь отвлечёмся от письменного труда, разомнём пальчики и вылепим эти буквы из пластилина.
Г Д Е Ё
Игра «Дорисуй-ка»
Я вам предлагаю дорисовать из наших букв что-нибудь забавное, неожиданное.
Подсказки:
Е – на лесенку похожа,
Ё – её сестричка – тоже,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Д – легко превратить в лодочку с парусом.
3. ИГА - ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА»
Сегодня сестрички «Ж», «З», «И» нам машут платочками, зовут к себе в гости. Почитаем им тоже «Весёлую азбуку». Начнём с буквы «Ж», она живёт в следующем окошке после буквы «Ё». начнём со стихов.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
Жук
Жук-жучок отвечал урок
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
Жук жужжит
- Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл.
- Это жёлудь, ты не прав, -
Говорит жуку жираф.
- Ну, повесь его на сук,-
Говорит жирафу ЖУК.
Скороговорки. В них надо найти твёрдый и мягкий звук «Ж» (ж-ж-ж).
1. слишкоим много ножек у сороконожек.
2. Я ножи точу, ножи:
Жи-жи-жи, жи-жи-жи.
3. У Жени жили ужи и ежи.
4. Жутко жуку сидеть на суку.
5. Жи-жи-жи – живут в лесу ежи.
Загадка
У ежа ежата, у ужа… (ужата)
Физкультминутка
Вот и буква «З» из соседнего окошка нас приветствует. Поздороваемся с ней и порадуем её.
Зебу
Не знает ни снега, ни вьюги,
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.
Зубр и зебра
Вот и зубр из зоосада,
Вместе с зеброй полосатой.
По складам читают хором:
- Ог-раж-дён за-гон за-бо-ром.
Ребята, давайте найдём в скороговорках и загадке твёрдый и мягкий звук «З» (з-з-з).
1. На возу лоза, у воза коза.
2. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
3. Лезут козы в гору в лозу –
Лозу козы в гору грызут.
Загадка
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои… (зайка)
Буквы «И» и «Й» тоже ждут от нас подарка. Но и для них он у нас есть!
Индюк
Прочитал ИНДЮК «Индюк».
- Это я, - сказал индюк.
Йод
Долго нам искать придётся
Слово с этой буквой.
Есть одно, но больно жжётся,
Дружит только с букой.
Иголка
Пока иголка была одна
Лишь уколоть она могла.
А подружилась с ниткой иголка –
Сшила нарядное платье из шёлка.
Загадки
Держится подружка за моё ушко,
Стёжкою одною век бежит за мною. (игла и нить)
Я такой! Будь осторожен!
Не царапай лучше кожу! (йод)
Ж З И Й
Давайте напишем наши буквы пальчиком на ладошке. А теперь ещё и вылепим красавицы-буквы из пластилина.
Игра «Дорисуй-ка»
Попробуем дорисовать из наших букв что-нибудь забавное, неожиданное.