Получи документы

Развитие звуковой культуры речи дошкольников. Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Татьяна Яшина
Развитие звуковой культуры речи дошкольников. Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : учить детей обследовать звуковую культуру слова, определять, есть в слове заданный звук или его нет; учить интонационно выделять заданные звуки, развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Интегрирование: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: игры с картинками; игры «Слово и слоги», «Слово и звуки»; чтение стихов Г. Виеру «Весёлая азбука»; просмотр познавательных мультфильмов.

Публикация «Развитие звуковой культуры речи дошкольников, Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: активизация словарного запаса.

Оборудование: предметные картинки, пластилин, цветные карандаши, бумага для рисования.

1. ЗАНЯТИЕ-ИГРА В ГОРОД ГРАМОТЕЙСК.

Волшебница Читайка приглашает нас в гости к своей сестрице Грамотейке в город Грамотейск. В самом красивом дворце города живёт волшебница Грамотейка. Неподалёку от неё живёт сударыня Азбука. В её дворце 33 окна, из каждого окошка выглядывает по одной дочке. Вы с ними уже знакомы. Да, да, это наши старые знакомые звуко-буквы, но вы должны запомнить их имена и называть правильно, чтобы сударыня Азбука не обижалась.

А (а) Б (бэ) В (вэ) Г (гэ) Д (дэ) Е (йэ) Ё (йо)

Ж (жэ) З (зэ) И (и) Й (ий) К (кА) Л (эль)

М (эм) Н (эн) О (о) П (пэ) Р (эр) С (эс)

Т (тэ) У (у) Ф (эф) Х (ха) Ц (цэ) Ч (ча)

Ш (ша) Щ (ща) Ъ (ТВ. зн.) Э (э) Ь (мяг. зн.) Ю (йу)\ Я (йа)

Подумайте о чуде: сколько букв-сестёр родных? Тридцать три! А сколько слов люди могут сложить из них?

(Объяснить детям, что это те же самые звуко-буквы, с которыми мы давно знакомы, но мама Азбука зовёт их только так, как написано в скобках, т. е. по имени).

Воспитатель пропевает правильное название букв под мелодию «В лесу родилась ёлочка», дети присоединяются:

В лесу родилась ёлочка

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, Жэ,

В лесу она росла

Зэ, И, Ий, Ка, Эль, Эм,

Зимой и летом стройная

Эн, О, Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф,

Зелёная была

Ха, Цэ, Че, Ша и Ща,

Метель ей пела песенку

И ТВЁРДЫЙ ЗНАК, и МЯГКИЙ ЗНАК,

Спи, ёлочка, бай-бай

И Ы, и Э, Ю, Я.

Мороз снежком укутывал

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Смотри, не замерзай

Ля-ля-ля-ля-ля-ля.

А теперь я вам предлагаю прочитать стихи о первой любимой дочке гласной букве «А», чтобы доставить удовольствие сударыне Азбуке.

Аист

Азбука пусть начинается с АИСТА –

Он, как и азбука, с «А» начинается!

Аист

АИСТ ест большой арбуз,

С виду алый, а на вкус?

Он и сам не разберё т:

То ли сахар, то ли мёд.

Антилопа гну

Взгляну на АНТИЛОПУ ГНУ

И потихонечку вздохну:

- Зачем, зачем везли в Европу

Такую антиантилопу!

Следующая буква алфавита хоть и вторая, но не менее любимая. Маме Азбуке будет очень приятно, если ей и её дочке мы прочтём стихи про букву «Б».

Бизон

Никакого нет резона

У себя держать БИЗОНА,

Так как это жвачное –

Грубое и мрачное!

Барашек

- Бе-е, -БАРАШЕК белый блеет,

Больше букв не разумеет.

Баран

А затем БАРАН явился,

Поглядел и удивился:

- Бе-е, берёза,

- Бе-е, бидон. -

Эту букву любит он.

А теперь ребята, я вам буду читать скороговорки, а вы должны будете найти твёрдый и мягкий звук «б» (б-б-б).

1. Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

2. У быка бела губа была тупа.

3. Баран-буян залез в бурьян.

4. Жили-были зубр и бобр,

Зубр был мудр, а бобр был добр.

5. Белые бараны били в барабаны.

Отгадайте загадку (найдите звук «б» (б-б-б) :

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах. (бобры)

Ребята, смотрите, буква «В» сразу же закапризничала и стала требовать и для себя стихов. В нашей «Весёлой азбуке» есть, чем ей угодить.

Верблюд

ВЕРБЛЮД решил, что он – жираф,

И ходит голову задрав,

У всех он вызывает смех,

А он, Верблюд, плюёт на всех!

Воробей

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами

Волновал траву с цветами.

Скороговорки. Давайте прочитаем их, ускоряя темп, несколько раз и найдём твёрдый и мягкий звук «в» (в-в-в).

1. Проворонила ворона воронёнка.

2. Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.

3. На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

4. Ворона Матрёна

Варёной морковью

Кормила корову

В короне на троне.

- А теперь мы с вами ещё и вылепим красавицы-буквы А,Б,В из пластилина.

Воспитатель предлагает детям сделать красивые буквы из пластилина. А Б В

Игра «Дорисуй»

Буква А предлагает нам новую игру. Она просит, чтобы мы дорисовали из букв А,Б,В что-нибудь новое, полезное или смешное. Например из В – очки, из А – домик, из Б – барабан.

На протяжении занятия буквы мы называем по их «именам» и приучаем к названиям букв детей, например, «Б» (Бэ, «Л» (Эль, «Т» (Тэ) и т. д.

Звуки произносим так же, как и раньше: «б» (б-б-б, «л» (л-л-л, «т» (т-т-т).

В конце занятия проводится подвижная игра с мячом.

Детки –весёлый народ.

Если играть надоело,

То завести хоровод

Тоже занятное дело.

Игра проводится в кругу. Воспитатель бросает детям по очереди мяч, произнося слово. Ребёнок бросает его назад, называя при этом антоним.

Слова в помощь:

Молодой – старый. Быстрый – медленный. Большой – маленький. Чистый – грязный. Тёмный – светлый. Радость – горе. Тихо – громко. Мало – много. Плакать – смеяться. Идти – стоять. Лечь – встать. Спать – бодрствовать. Хорошо –плохо.

2. Занятие – игра «Весёлая азбука»

Мама Азбука сразу всех своих непосед с собой не берёт. Сегодня с ней «Г», «Д», «Е», «Ё». А мы рады ей угодить.

Буква «Г» очень гордая и строгая буква. Но думаю наши стихи ей очень понравятся. Давайте вместе почитаем эти стихи и сделаем акцент на замечательную букву «Г».

Грач

В книгу смотрит ГРАЧ учёный,

Рядом с ним сидит галчонок.

- Букву «Г», малыш, учи.

Это «Г» - гнездо, грачи.

Гусь

ГУСЬ гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

Я га-га-га – голосист.

Гадюка

Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки,

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки!

(Брать ноги в руки – значит, удирать)

А теперь заставим поработать наши язычки и прочитаем скороговорки:

1. Глядят грачата на галчат,

Глядят галчата на грачат.

2. Возле горки на пригорке

Стоят тридцать три Егорки…

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.

3. Говори, говори, да не заговаривайся.

Отгадайте загадку

Говорю я брату: «Ох!

С неба сыплется горох!»

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох, ведь это… (град)

Буква «Г» очень довольна и благодарна нам.

А вот буквы Д, Е и Ё надули губки, но и им мы знаем, как угодить. Прочтём и для них «Весёлую азбуку».

Дикобраз

Старый Ёж в лесах Кавказа

как-то встретил ДИКОБРАЗА.

- Ну и ну! – воскликнул Ёж, -

На кого же ты похож!

Ехидна

Это зверюшка вполне безобидная,

Правда, наружность у ней незавидная.

Люди бедняжку назвали ЕХИДНА.

Люди, одумайтесь!

Как вам не стыдно!

Ёжик

- Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Сестрички хотя и любят друг друга, но тут же загалдели: «А скороговорки, стихи и загадки про нас, а нам…». Не будем их обижать, тем более что у нас всегда готовы подарки малышам. Услышьте, ребята, где звук «д» (д-д-д) твёрдый, а где мягкий.

Скороговорки для буквы «Д»

1. Дед Данила делил дыню.

Дольку – Диме, дольку – Дине.

2. Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

3. Загудела дудочка, дудочка-погудочка!

А вот тебе, буква «Д» и загадка

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

Довольна буква «Д», а нам хочется и близняшек порадовать «Е» и «Ё», они славные девчонки. Но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка.

Жили-были дед и бабка на пригорке у реки,

И любили очень-очень со сметаной пироги.

Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила,

Ну а маленькая внучка колобок катала в ручках.

Получился ровный, гладкий, очень вкусный, очень сладкий.

Мимо мышка пробегала, колобочек увидала.

«Ах как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек!»

Скороговорки

1.Ёжатся ёжики. На ёлку похожие.

2. Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

3. Поезд едет, едет, едет.

Он везёт, везёт медведей.

4. У ёлки иголки колки.

Ёлка, ёлка, ёлочка,

Колкая иголочка.

А вот стихотворение для буквы «Е»

Ель стоит вся белая,

Затаила дух.

Белый снег пребелый

На ней, как белый пух.

Загадка для буквы «Е»

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

А это стихотворение для буквы «Ё»

Ёлка

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На новый го год я главная.

И загадка для буквы «Ё»

Этот зверь тебе знаком –

Ест мышей, пьёт молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (ёж)

Давайте напишем эти буквы пальчикам на своей ладошке : Г, Д, Е, Ё. А теперь отвлечёмся от письменного труда, разомнём пальчики и вылепим эти буквы из пластилина.

Г Д Е Ё

Игра «Дорисуй-ка»

Я вам предлагаю дорисовать из наших букв что-нибудь забавное, неожиданное.

Подсказки:

Е – на лесенку похожа,

Ё – её сестричка – тоже,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Д – легко превратить в лодочку с парусом.

3. ИГА - ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА»

Сегодня сестрички «Ж», «З», «И» нам машут платочками, зовут к себе в гости. Почитаем им тоже «Весёлую азбуку». Начнём с буквы «Ж», она живёт в следующем окошке после буквы «Ё». начнём со стихов.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Жук

Жук-жучок отвечал урок

Вместо слов «ручей журчит»

Написал «жучей жужжит».

Жук жужжит

- Я шёл и шёл,

Жёлтый камешек нашёл.

- Это жёлудь, ты не прав, -

Говорит жуку жираф.

- Ну, повесь его на сук,-

Говорит жирафу ЖУК.

Скороговорки. В них надо найти твёрдый и мягкий звук «Ж» (ж-ж-ж).

1. слишкоим много ножек у сороконожек.

2. Я ножи точу, ножи:

Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

3. У Жени жили ужи и ежи.

4. Жутко жуку сидеть на суку.

5. Жи-жи-жи – живут в лесу ежи.

Загадка

У ежа ежата, у ужа… (ужата)

Физкультминутка

Вот и буква «З» из соседнего окошка нас приветствует. Поздороваемся с ней и порадуем её.

Зебу

Не знает ни снега, ни вьюги,

Он и родился, и вырос на юге.

К пальмам и к южному небу привык ЗЕБУ,

Хотя он всего только бык.

Зубр и зебра

Вот и зубр из зоосада,

Вместе с зеброй полосатой.

По складам читают хором:

- Ог-раж-дён за-гон за-бо-ром.

Ребята, давайте найдём в скороговорках и загадке твёрдый и мягкий звук «З» (з-з-з).

1. На возу лоза, у воза коза.

2. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

3. Лезут козы в гору в лозу –

Лозу козы в гору грызут.

Загадка

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои… (зайка)

Буквы «И» и «Й» тоже ждут от нас подарка. Но и для них он у нас есть!

Индюк

Прочитал ИНДЮК «Индюк».

- Это я, - сказал индюк.

Йод

Долго нам искать придётся

Слово с этой буквой.

Есть одно, но больно жжётся,

Дружит только с букой.

Иголка

Пока иголка была одна

Лишь уколоть она могла.

А подружилась с ниткой иголка –

Сшила нарядное платье из шёлка.

Загадки

Держится подружка за моё ушко,

Стёжкою одною век бежит за мною. (игла и нить)

Я такой! Будь осторожен!

Не царапай лучше кожу! (йод)

Ж З И Й

Давайте напишем наши буквы пальчиком на ладошке. А теперь ещё и вылепим красавицы-буквы из пластилина.

Игра «Дорисуй-ка»

Попробуем дорисовать из наших букв что-нибудь забавное, неожиданное.

Публикации по теме:

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква «У» Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «У». Познакомить.

Занятие по обучению грамоте с использованием электронных средств обучения «Звук [Ы] и буква Ы» Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «Ы». Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи дошкольников. Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 14:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие звуковой культуры речи дошкольников. Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Яшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД