Алевтина Сабитова
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения с использованием дидактических игр.
Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной педагогики. В настоящее время она становится всё более острой в связи с модернизацией системы образования и введением ФГОС дошкольного образования, который требует от нас уйти от учебной модели. Нас, педагогов, волнует проблема подготовки к обучению грамоте детей в условиях дошкольного учреждения. Тем более, что принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. Обучение грамоте происходит постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Во второй младшей группе. Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Знакомим детей со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. В ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др). В играх на звукоподражание возможны следующие вопросы: «Кто так говорит: и-го-го (лошадка, пи-пи-пи (мышонок, мяу-мяу (котенок, ав-ав-ав (собака, му-у-у (корова, у-у-у (волк, кар-кар (ворона, ме-ме (коза).» Конечно же, дети все это знают, но очень важно, чтобы малыши научились брать роль ведущего на себя и подражать животным. В этом случае они стараются громко и четко произносить необходимые звукосочетания. Таким образом, дети учатся правильно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и «пропевать», протягивать их.
Термины, (гласные, согласные и т. п., на занятиях в младших группах не используются. Все упражнения проводятся в игровой форме. Существует множество словесных дидактических игр на развитие слухового внимания и речевого слуха, развитие слуховой памяти.
Вот мы и сделали первый шаг в подготовке детей к обучению грамоте – они научились громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Второй шаг в процессе обучения малышей 4–5 лет связан с переключением их внимания на звуковую сторону речи. До этого речь выступала в своей основной коммуникативной роли как средство общения.
Дошкольники учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком, что по сути является началом звукового анализа.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами и т. д,следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Вводится термин «слог». Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.
Цель данного этапа работы — познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Вводятся термины «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению.
Они, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.
Обучение грамоте при помощи игровых приемов, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении.