Шабалова Ирина Владимировна
Подготовка дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка дошкольников к школе начинается задолго до первого класса. Традиционно считается, что ребенок к началу обучения знает:
фамилию, имя и отчество (свои и родителей, день своего рождения и домашний адрес;
названия дней недели и месяцев; времена года, природные и погодные явления;
названия животных, птиц, рыб; приводит примеры различий (животные ходят, у них 4 лапы; птицы летают, у них 2 лапы, 2 крыла, клюв; рыбы плавают, у них нет лап и крыльев, есть плавники); понимает, чем различаются домашние и дикие животные, зимующие и перелетные птицы;
Публикация «Подготовка дошкольников к школе» размещена в разделах
наименования растений, фруктов, овощей, грибов, ягод; приводит примеры лесных, садовых, полевых цветов;
название своего населенного пункта, столицы страны, разных государств;
наиболее известные профессии и род деятельности своих родителей;
цвета и оттенки;
известных писателей и поэтов; названия праздников и время, когда они отмечаются; несколько видов спорта;
виды транспорта (наземный, водный, воздушный);
элементарные правила дорожного движения для пешеходов и водителей.
Хорошо, если будущий первоклассник умеет:
различать вчера-сегодня-завтра, давно-недавно;
правильно определять положение предмета в пространстве: справа/слева, вверху/внизу, спереди/сзади;
сопоставлять «больше/меньше»;
различать геометрические фигуры;
определять лишний предмет или слово;
писать в клеточках;
обводить по контуру;
копировать рисунок и простое предложение;
находить слова на предложенную букву;
читать слоги и простые слова;
считать до 10 в прямом и обратном порядке, знать состав чисел;
рассказывать наизусть стихи;
придумывать истории и сказки;
описывать картинку, составлять по ней историю;
излагать услышанное;
отвечать на вопросы;
описывать предметы и события по памяти;
заканчивать предложения;
знать буквы, отличать их от звуков;
понимать, какой звук в слове первый и последний;
правильно держать ручку/карандаш.
Сколько всего ожидается от малыша. Но ведь ему интересно играть, творить, дружить, исследовать мир! Если взрослые загрузят дошкольника академической подготовкой к школе, он рискует остаться без детства! Именно поэтому учебники системы «Начальная школа XXI века» не требуют глубокой подготовки к школьному обучению. Её программу освоит ребенок любого уровня готовности к школе.
Занятия для дошкольников при подготовке к школе можно организовать в разных форматах.
Это могут быть школьные подготовительные курсы. Их плюсы: ребенок видит настоящий учебный класс с настоящей школьной мебелью, там звенит настоящий школьный звонок, который наверняка будет звучать также до конца 11-го класса, и высока вероятность, что одна из учительниц станет его классным руководителем.
Кроме школы ребенок может посещать групповые занятия в бюджетных и коммерческих организациях дополнительного образования. По сравнению с традиционными школами здесь более демократичный подход к детям. Обычно в таких учреждениях в рамках образовательного курса проводятся занятия психолога по развитию коммуникативной и эмоционально-личностной сферы или обучение иностранным языкам.
Некоторые родители предпочитают индивидуальный подход в образовании и обращаются к услугам дошкольного репетитора. Индивидуальная подготовка к школе для дошкольников осуществляется по программе, согласованной с родителями, и знания при соответствующей квалификации педагога будут более разносторонними и глубокими.
Готовимся к школе. 5-7 лет. Пособие для будущих первоклассников
Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И.
Пособие «Готовимся к школе» предназначено для работы с детьми до их поступления в школу. Пособие состоит из нескольких разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Пространственные представления», «Моторика», «Связная речь», «Множества предметов. Классификация». Все задания направлены на предотвращение или существенное смягчение тех трудностей, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению, письму и математике. Пособие может быть использовано учителями, воспитателями, а также родителями во время домашних занятий с детьми.
Подготовка дошкольника к школе : с чего начинать?
Дошкольник осваивает мир через игры и сказки. Выполняйте с ним пальчиковую гимнастику, заучивайте простые стихи (например, Агнии Барто, воспроизводите движения и звуки животных. Малыш с удовольствием выполнит эти задания, забавляя вас своей старательностью. Обязательно давайте ему возможность заниматься творчеством. Да, рисунки будут, на ваш взгляд, неаккуратными: сначала грубые штрихи, потом головоноги. Но малыш ведь знает, что это солнышко, а это травка, а это любимая мамочка! С какой искренней любовью он будет дарить вам свои рисунки! Вывешивайте их на видное место, чтобы кроха знал, что его «работу» ценят. А в развитии художественных навыков и мелкой моторики поможет рабочая тетрадь «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи». Статья «Техники рисования для детей» познакомит с интересными нетрадиционными способами рисования и забавными идеями — обязательно реализуйте их.
Для развития двигательного самоконтроля прекрасно подходят популярные прятки (ведь как тяжело сидеть молча и не шевелясь, когда тебя ищут, игры «Море волнуется раз.», «Молчалки, шепталки, кричалки». Суть последней сводится к тому, что по команде взрослого малыш должен определенное время молчать, говорить шепотом или кричать. Через крики ребенок выплескивает эмоциональное напряжение. Когда же он молчит или разговаривает только шепотом в течение трех минут, у него развиваются волевые процессы.
Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет
Салмина Н. Г., Глебова А. О.
Пособие предназначено для развития пространственной ориентации и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система заданий, предлагаемая в пособии «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи», формирует навыки, необходимые для графической деятельности (письма, рисования) детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в 1 классе.
Подготовка к школе для дошкольника : развивающие занятия дома
Домашние занятия расширяют и закрепляют знания и умения ребенка. Они должны быть систематическими и интересными для малыша. Считайте и сравнивайте с ним различные предметы: игрушки, посуду, книги, предметы мебели. Пусть ребенок учится понимать, что такое больше/меньше. Играйте с ним в математические игры. Например, спросите, какое число стоит между тройкой и пятеркой, семеркой и девяткой. Предложите разложить карточки с цифрами в порядке возрастания/убывания. Пусть дошкольник определит, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2, 1 и 6 и т. п. Ребенок с удовольствием разгадает математические загадки. Например, такие:
Мы дали Лариске
Четыре сосиски.
Еще три сосиски
Мы дали Бориске.
Так сколько всего сосисок
У Бори и у Лариски?
У курочки три цыпленка.
У уточки два утенка.
— Три плюс два,-
Спросил Егорка,-
Вместе это будет сколько?
Изучайте с ребенком буквы, звуки, слоги и слова. Отличной подмогой в этом станет пособие «Азбука для дошкольников». При выполнении игровых заданий в тетради «Играем со звуками и словами» ребенок поймет, чем различаются гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки русского языка. Работая с частью «Играем и читаем вместе», вы заложите фундамент навыков чтения и письма. Занятия по этому пособию помогут вашему крохе почувствовать и полюбить язык.
Для расширения кругозора, развития внимания, логики и словарного запаса используйте несложные игры:
«Птица — рыба — зверь».
Вы по очереди просите друг друга назвать птицу, рыбу или животное. Следите за тем, чтобы слова не повторялись!
«Один — много»
Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать слово во множественном. Например: стол — столы, стул — стулья, мяч — мячи, окно — окна и т. п. Постепенно задание усложняется: можно называть растения, животных, птиц.
«Кто где живет?»
Родитель предлагает ребенку правильно назвать жилища разных животных, птиц и насекомых: собаки, скворца, медведя, муравья, лисы, пчелы.
«Мама и детеныш». Вы называете маму-животное, а малыш должен правильно назвать ее детеныша. Если с кошкой, козой и уткой всё просто, то с коровой, собакой и овцой не сразу будет легко! А если спросить, как называется мама гусенка или папа утенка, то наверняка вы услышите самые невероятные варианты!
Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. 5-7 лет. В 3 частях. Часть 1
Журова Л. Е.
Это первое из трёх пособий комплекта «Азбука для дошкольников», предназначенного для подготовки детей 5-7 лет к обучению грамоте. Работа с пособиями формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, закладывает основу прочных навыков чтения и грамотного письма. Основная задача данной тетради — развить у детей интерес к работе со звучащим словом. Игровые задания знакомят с гласными звуками, учат различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Задания сопровождаются комментариями для взрослых.
Какие затруднения могут возникнуть при подготовке к школе?
Наибольшие проблемы вызывает выполнение графических упражнений. Это связано с незаинтересованностью ребенка или недостаточной сформированностью тонких движений. Справиться с такими сложностями можно в процессе выполнения игровых развивающих упражнений: лабиринты, рисование по точкам и контурам, штриховка, дорисовывание элементов, графический диктант.
Часто среди детей встречается неусидчивость. Но повышенная активность во время занятий обусловлена разными причинами:
Возрастные особенности ребенка. Вряд ли шестилетка будет спокойно и терпеливо выполнять все задания. Для поддержания интереса важно устраивать переменки, физкультминутки и включать сюрпризные моменты. Например, придумайте, как может «вырасти» необычный цветок с ободряющими словами и фразами на лепестке и листьях.
Потакание ребенку. Малыш не приучен доводить начатое до конца, капризничает и отказывается выполнять сложное задание. Сердобольные взрослые жалеют дошкольника и разрешают ему заниматься более интересными делами, а не учебными занятиями. Подумайте: стоит ли родителям быть такими снисходительными? Замотивируйте ребенка — объясните, что трудные задачи в будущем станет решать легче, если сейчас уделить внимание одной из них. И, конечно, дайте понять малышу, что вы вместе с ним и готовы поддержать его, помочь преодолеть учебные трудности.
Гиперактивность. Если кроха постоянно отвлекается, задает много вопросов и не выслушивает ответы, хватает предметы без разбора, не может сконцентрироваться на задании, то стоит проконсультироваться с неврологом и нейропсихологом. Указанные признаки могут быть симптомами синдрома гиперактивности или дефицита внимания. Требуется тщательная диагностика для выявления причин подобного поведения и последующая коррекция.
Неготовность ребенка к школьному обучению. Далеко не все семилетние дети способны усвоить учебный материал и правильно выполнять задания, высиживать все уроки. В таких случаях требуется психолого-педагогическое (иногда медицинское) обследование для дальнейшего выстраивания образовательного маршрута. Возможно, специалист порекомендует вам пойти в первый класс на год позже. В этом нет ничего страшного. Пусть малыш начнет обучение в 8 лет и усвоит школьную программу, сохранив адекватную самооценку. Это лучше, чем если у него будут пробелы в знаниях, высокий уровень тревожности и неуверенность в своих силах.
Подготовка к школьному обучению — процесс длительный, требующий усердия и терпения. Для того, чтобы он протекал увлекательно, помните слова отечественного педагога В. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Пусть этот рецепт помогает вам заниматься с будущим школьником и сохранит ваши отношения дружными!