Наталья Бедай
Подготовка дошкольников к обучению в школе. Задачи воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе.
Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы.
Что же понимается под понятием "готовность детей к обучению “ в школе"? Прежде всего, понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, физическая готовность. Неотъемлемой частью является разностороннее воспитание включающее : умственное, нравственное, эстетическое и трудовое.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Миссия детского сада при подготовке воспитанника к дальнейшему обучению в школе заключается в :
• полноценном, соответствующем возрасту физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитие;
• осуществление специальной подготовки к последующему усвоению предметов школьного курса.
Обе эти цели последовательно реализуются с раннего детства, а в старшей и подготовительной группах (дети 5–7 лет) образовательная деятельность приобретает более направленный характер и реализуется в рамках специальных занятий.
Задачами подготовки ребят к школе являются :
• воспитание любознательности, интереса к знаниям и способам их получения
• развитие внимания (произвольного и непроизвольного);
• вырабатывание представлений о занятии как форме организованной деятельности, предполагающей внимание к словам и действиям педагога, а также обязательное выполнение данных им заданий;
• формирование навыков организованного поведения в процессе специально организованных занятий, игр (эти навыки приучают ребёнка быть ответственным за свой выбор);
• развитие важных личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности, что проявляется в желании малыша получить знания, применить их на практике;
• воспитание собственного опыта деятельности, а также осознание себя частью коллектива и усвоение приёмов активного воздействия на товарищей (например, малыши учатся аргументировано доказывать свою точку зрения другим детям).
Таким образом, получение знаний, развитие умений и навыков у дошкольников происходит через 2 важных направления деятельности:
• посредством общения со сверстниками и взрослыми (при выполнении режимных моментов, во время прогулок, организации досуга и пр.);
• через организованный учебный процесс в ходе проведения специальных занятий со старшими дошкольниками.
Виды занятий по подготовке к школе
Поскольку подготовка к школе носит сквозной характер, то она реализуется в рамках всех занятий, определённых программой ДОУ. Если же говорить об осуществлении специальной подготовки детей 6–7 лет, то она происходит на занятиях по:
• развитию речи (ребята учатся выстраивать логичные монологические высказывания, осваивают навыки ведения диалога и т. д.);
• подготовке обучению грамоте (дети осваивают звуко-буквеный анализ)
• чтению художественной литературы (ребята слушают, анализируют произведения, закреплённые образовательной программой, а также учатся читать самостоятельно);
• формированию элементарных математических представлений (дети осваивают счёт до 100 и элементарные арифметические действия в пределах 10, изучают названия и признаки простых геометрических фигур, учатся различать формы и размеры и пр.);
• ознакомлению с окружающим миром (дошкольники получают представления о сути природных явлений, учатся наблюдать за природой, фиксируя свой опыт в календарях природы, а также знакомятся с понятием трудовой деятельности);
• художественно-эстетическому развитию (воспитанники усваивают алгоритм работы над творческим заданием, то есть обдумывают замысел, выбирают материалы и только затем приступают к выполнению, следуя определённой последовательности действий).
В основном проводятся комплексные занятия по подготовке к школе, в которых сочетаются элементы всех перечисленных выше учебно-воспитательных направлений, то есть образовательные области интегрируются в один временной промежуток. При этом обязательно делается акцент на какой-то одной из них, например, развитии речи или математике.
На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли они слушают объяснение. Таким образом, перед старшим дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Необходимо конкретизировать способы ее реализации при планировании содержания занятий, сделать предметом совместного с детьми обсуждения.
На каждом занятии воспитатель поддерживает необходимую познавательную активность детей, чтобы активность детей не носила репродуктивный, воспроизводящий характер (педагог показал, объяснил - ребенок повторил). Добиваюсь того, чтобы дети задавали встречные вопросы. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно возрастают.
Как индивидуализировать задания
Все дети разные — это аксиома. При этом задача нас педагогов — обеспечить максимально полное восприятие каждым ребёнком той или иной информации. Для этого воспитателю нужно подобрать «ключик» к каждому воспитаннику, то есть приёмы, активизирующие ведущий канал восприятия у малыша :
• зрение;
• слух;
• тактильные ощущения;
• движение.
Поэтому на каждом занятии педагоги используют:
• средства наглядности (картинки, плакаты и пр.);
• словесные приёмы (загадки, стихотворения, беседы, объяснения, чтение и т. д.);
• практические приёмы, в рамках которых воспитанники творчески осмысливают свой опыт и полученные знания (рисунки, аппликации, поделки).
• игры (дидактические, то есть направленные на познание, подвижные, нацеленные на физическую подготовку, а также театрализованные, преследующие цель раскрепостить детей, сюжетно-ролевые);
Проигрывая разнообразные ситуации и сказочные сюжеты, дошкольники усваивают новые модели поведения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
Такое разнообразие способов организации деятельности ребят помогает каждому из воспитанников «найти себя». К примеру, если малыш не хочет рисовать вместе со всеми, то ему можно дать задание описать изображённое товарищем. Если ребёнок легко и быстро усваивает стихотворения, то ему можно отвести роль партнёра по проведению занятия, оставив за ним чтение рифмованных строк эпиграфа в начале урока. К слову, приём, когда ребёнок играет роль воспитателя, является лучшей мотивацией для ребят старшего дошкольного возраста, стремящихся поскорее стать взрослыми.
Если в группе есть пассивные дети, то их нужно распределять в мини-группы, «подключая» к активным. В результате взаимообмена опытом работы ребята будут более восприимчивы к образовательному материалу.
Распределяя детей в пары, следует помнить, что нельзя объединять вместе двух пассивных ребят
Методика проведения занятий по подготовке к школе в ДОУ
Для достижения поставленных целей и задач педагогу необходимо не только грамотно выбрать содержание занятия, но и логично выстроить его структуру.
Временной план занятий по подготовке к школе.
Как и другие занятия со старшими дошкольниками, занятие по подготовке к школе длится 25–30 минут. В эти временные рамки вписываются 4 этапа работы:
1. Актуализация опорных знаний (вводный этап) — 2–3 минуты. Педагог мотивирует ребят на работу, дети повторяют материал, усвоенный раннее, проверяют домашнее задание, если этот вид работы предполагается.
2. Основной этап — до 15 минут. За это время дети знакомятся с новым материалом, объединяя полученную информацию с уже освоенной. Кроме того, основной этап включает проведение физкультминутки (дыхательных упражнений, пальчиковых игр).
3. Закрепление изученного — до 8 минут. Изученный материал систематизируется с помощью практических приёмов.
4. Заключительный этап — до 4 минут. Педагог комментирует работу группы в целом и каждого ребёнка по отдельности. Дети оценивают себя на занятии, то есть осуществляется рефлексия.
Развитие логического мышления у старших дошкольников.
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается он не может рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т. е. у него не развито логическое мышление.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.
Развитие мышления происходит в три этапа:
1. Наглядно-действенное – ребенок мыслит через действие.
2. Наглядно-образное - ребенок мыслит при помощи образов.
3. Словесно-логическое - ребенок мыслит в уме.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в подготовительной к школе группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нем представлены:
- различные дидактические игры,
- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;
- модели дней недели, частей суток.
Среди дидактических игр, прежде всего, подобраны игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы, на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
Игры со счетными палочками помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
Развитие речи детей.
Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения:
-сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;
-произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;
-выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
-размышлять о возможных вариантах ее решения;
-оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития.
Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как :
-различение на слух звуков речи,
-овладение навыками звукового анализа слова,
-определение порядка звуков в словах,
-деление слов на слоги,
-деление предложений на слова.
Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте воспитатель знакомит детей с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материала.
На всех этапах обучения (начального и последующих) детям предлагает различные логические упражнения, заставляющие размышлять по поводу изучаемого (при рассматривании предмета, картины, игрушки; прослушивания художественных текстов, наблюдения во время прогулок). Также на занятиях использует рифмованные и стихотворные строчки. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных пo звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.
В свободное от занятий время используется много занимательного грамматического материала (ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы и т. п.)
У детей старшего дошкольного возраста возрастает словарный запас. Детям теперь доступен не только рассказ, но и объяснение и анализ. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей свободно описывать картинку, игрушку, предмет. Научить давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Для проведения этой работы используются графические схемы для пересказывания текста, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, различный наглядный материал.
Речь во всем своём многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благополучной ситуации, способствующий возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Развитие мелкой моторики
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Задача воспитателя – развить эти качества!
Любая деятельность - игра, труд, организованная образовательная деятельность - требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада в подготовке детей к школе - формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для решения этой задачи используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни : радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.
Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудиться в коллективе.
Таким образом, детский сад выполняет главную задачу подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. Однако, полноценная подготовка ребенка к школе возможна именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только при сотрудничестве детского сада и семьи.
«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!