Анна Шумакова
Подготовка детей к обучению грамоте в старшей и подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка детей к обучению грамоте в старшей и подготовительной группе
В нашем образовательном учреждении специфика образовательного процесса определяется «Основной Образовательной программой» на основе примерной программы «Открытия», авторами которой являются Е. Г. Юдина, Л. С. Виноградова, Л. А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е. В. Бодрова, С. С. Славин, структуру программы определяют новые Федеральные государственные стандарты.
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте в старшей и подготовительной группе» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Известно, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: игре, конструировании, изобразительной и театрализованной деятельностях, исследованиях.
В нашей группе созданы условия для развития творческих способностей детей с учётом ФГОС. Пространство группы разграничено на центры активности, такие как - «Центр искусств», «Центр строительства», «Литературный центр», «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр песка и воды», «Центр манипулятивных игр», «Наука».
На слайде показано - оформление центров в третьем измерительном пространстве. Обозначение центров, где указано количество детей для этого центра и помещена информация для взрослых, чем они могут здесь заняться вместе детьми.
Оформлена доска выбора, на доске выбора и в группе размещены правила, выработанные совместно с нашими детьми. Есть правила напечатанные, нарисованные взрослыми и детьми.
Сделаны стенды: «Наш день», «Наши дни рождения», «Я и мои друзья», «Наше дежурство», «Мое настроение», «Звездочка недели», «Моя семья», «Хочу знать».
Материалы и игры, в наших центрах активности, стимулируют развитие детей. Они располагаются в разных функциональных пространствах доступных детям и соответствуют возрасту детей. Игры и материалы постоянно обновляются в зависимости от изучаемой темы. Развивающая образовательная среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Такая среда способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи, развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Каждая изучаемая нами тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми. Такие проекты размещаются на стенах и дверях, приклеиваются на экраны батарей. Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.
Литературный центр (центр грамотности и письма)
Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Через внимательный и ответственный подбор материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию связной речи и обогащению словаря.
Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.
Материалы центра, а также применяемые нами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий
• развитию диалогической и связной речи
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования
• развитию звуковой культуры речи
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению.
Сегодня я поделюсь опытом из своей практики, как мы подготавливаем детей к обучению грамоте.
По каждой изучаемой теме подбираем игры и задания такие как:
«Распутай слово»; «Помоги буквам найти свое место»;
«Составь слово» (по образцу из разрезной азбуки);
«Выложи слово» (из магнитных букв, счетных палочек и спичек, брусочков, крышек и пуговиц, конструктора);
«Штриховка и раскрашивание букв» в словах, «Буквы рассыпались»;
«Напечатай слово по точкам», «Расшифруй слово»;
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, художественной литературы ;
Используем методику В. В. Квач разгадывать слова по «Слоговичку»;
-знакомим детей с алгоритмом изготовления книг;
организовываем персональные выставки книг-самоделок.
В других центрах активности дети тоже познают первые азы подготовки к обучению грамоте.
В «манипулятивном центре активности» - дети складывают слова (по образцу напечатанного слова) из мозаик, конструкторов.
В «строительном»» подписывают схемы построек, выкладывают буквы из мелкого строительного материала. В «науке» подписывают результаты исследований, в «искусстве» - пишут и вырезают буквы для слов по темам, эти слова после расставляются и развешиваются по группе.
В центре «Наука» при прохождении с детьми темы «Книги» пробовали:
Писать слова на «каменной» книге,
писать пером и сочинять свои истории и рассказы,
выработали правила работы с книгой, которые записали и зарисовали,
Закончили изучение темы «Книги» детскими коллективными проектами: изготовлением книжек – малышек с загадками, сочинением собственных сказок, сказок для фланелеграфа и изготовление масок для инсценирования. И, как хорошо известно, рассказывание и инсценирование способствует развитию диалогической и связной речи детей.
Созданная таким образом, интегрированная полифункциональная развивающая среда в группе позволила достичь следующих результатов:
к концу подготовительной группы дети могут расшифровывать слова; печатают, пишут и узнают буквы;
могут написать слово (по образцу, с небольшой помощью взрослого, самостоятельно;
научились сливать слоги, читать слова;
Следовательно, можно сказать, что у наших детей развит интерес к грамотности и письму, что немало важно при подготовке детей к школьному обучению.