МААМ-картинки

Подборка упражнений для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Федина Анна Николаевна
Подборка упражнений для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение «Какая вода льется из крана?»

Вода бывает холодная, горячая, льется, принимает форму любого сосуда. Вода из водопровода чистая, прозрачная.

Наблюдение «Куда исчезла вода?»

Поставить мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах – в теплом и холодном (например, возле батареи и возле оконного стекла). Отмечать, где быстрее исчезает вода – там. Где тепло, или там, где прохладно? Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи – в жаркую или прохладную?

Проблемная задача «Где лед растает быстрее?»

Публикация «Подборка упражнений для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Перед детьми выставляются две мисочки с водой, холодной и горячей, два куска льда. Взрослый задает вопросы: «Как доказать, что лед – это вода?» «Что можно сделать, чтобы лед таял быстрее?» «В какой воде лед растаял быстрее?»

Экспериментирование «Какого цвета вода?»

Перед детьми два стакана: один с молоком, другой с водой. Взрослый просит опустить чайные ложечки в стаканы. В стакане с водой ложечка видна, с молоком нет, следовательно, вода прозрачная, молоко нет.

Игра «Волшебная палочка»

Дети встают в круг перед ними взрослый с волшебной палочкой. Он задает вопрос: «Какая бывает вода?» и передает палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос, не повторяясь, и возвращает палочку. Варианты ответов: родниковая, безвкусная, морская, солёная, прозрачная, речная, болотная, бесцветная, минеральная, пресная, без запаха и т. д.

Наблюдение «Какой он воздух?»

Воздух прозрачный (мы им дышим, но не видим, упругий (наполним полиэтиленовый пакет воздухом). Воздух можно почувствовать (помашем ладошкой в лицо, он способен двигать предметы (подуем на салфетку).

Опыт «Сколько весит воздух?»

Два одинаковых воздушных шарика взрослый прикрепляет на весы (можно заменить палкой с веревкой посередине). Один шарик протыкается зубочисткой, шарик с воздухом опустится вниз, т. к. он тяжелее, значит воздух имеет вес.

Экспериментирование «Сухой из воды»

Дети медленно опускают стакан, который перевернут верх дном с прикрепленной ко дну салфеткой в емкость с водой, держа его ровно. Вынули из воды, потрогали салфетку, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду, значит воздух прозрачный, невидимый, занимает место.

Игра «Самолеты»

Дети набирают много воздуха (топлива) летят как самолеты, как только воздух (топливо) заканчивается, присаживаются на посадку. Определить насколько долго дети смогли продержаться без воздуха.

Стих «Воздух» (Андреева-Доглядная Марина)

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял.

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

Вопросы: «Какой он воздух?» «Имеет ли воздух запах?» «Чувствуем ли мы воздух?» «Так, где мы его найдем?»

Наблюдение «Сухой и мокрый песок»

На прогулке в песочнице при сравнении сухого и мокрого песка определить, что сухой песок сыпучий, мокрый нет, мокрый песок сохраняет форму, сухой нет (попробовать слепить куличик из сухого и мокрого песка).

Экспериментирование «Откуда берется песок?»

Дети трут два камня друг о друга над листом картона, при помощи лупы обнаруживают, что сыплется песок. Взрослый объясняет, что вода в природе разрушает камни, в результате чего появляется песок.

Проблемная задача «Как сделать две одинаковые горсточки песка разными по весу?»

Перед детьми находятся две одинаковые формочки, песок, весы и лейка с водой. Дети решают проблемную задачу, воспользовавшись этими предметами.

Подвижная игра «Песок – сухой, мокрый».

На сигнал сухой – дети передвигаются свободно, мокрый – плотно прижимаются друг к другу.

Стих «Песчаный дом» (Г. Люшнин)

Поутру из черной тучи

Падал дождик целый час.

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело

И построил дом с окном.

В полдень солнышко пригрело –

И рассыпался мой дом.

Вопросы: «Почему герой стихотворения решил строить дом сразу после дождика?» «Каким стал песок после дождя?» «Почему он стал таким?» «Почему песочный дом рассыпался сразу после того, как пригрело солнышко?» «Что с ним произошло?»

Наблюдение «Песок и глина»

Песок состоит из мелких крупинок, сыплется, не лепится. Глина не сыплется, лепится.

Проблемная задача «Одинаково ли песок и глина впитывает воду?»

Перед детьми находятся стаканчик с песком, стаканчик с глиной и лейка с водой. Дети самостоятельно решают проблемную задачу и выясняют, что вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Взрослый выбирает считалочкой цветочек и капельку. Все остальные дети превращаются в глину, в кругу становятся близко друг к другу, руки переплетаются через одного, как плетень. Капелька подходит близко к детям – «глине», по сигналу пошел дождик, капелька пытается проникнуть к цветочку, но не может. «Где остается вода после дождя?» (на глине). «Сумеет вырасти цветок в глине» (нет).

Экспериментирование «Пропускает воду глина или нет?»

На столе пустые стаканы. В стакан дети опускают воронки. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыпаем песок, а в другую истолченную глину. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.

Лепка «Волшебный материал»

Дети лепят шарики, колбаски, фигурки из песка и глины, после чего дают постройкам высохнуть. После высыхания проверяют прочность построек и делают вывод (после высыхания глина сохраняет форму, песок нет, значит, посуду делают из глины).

Рассказ «Почва»

Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать (дуть) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились, а когда катились друг о друга что? (ударялись) и превращались в песок. Ветер что делал (дул); солнце (грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что (глину). Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала, какого цвета? (черного). И превратилась глина в черную? (землю-почву). И стала почва рыхлой и питательной.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Взрослый выбирает считалочкой цветочек и капельку. Все остальные дети превращаются в почву, в кругу становятся не очень близко друг к другу, руки соединяются в локтях. Капелька подходит близко к детям – «почве», по сигналу пошел дождик, капелька пытается пробежать между почвой (детьми, они ее задели, но пропустили. «Поймает цветок капельку? Напьется?» (да). «Сумеет вырасти цветок в почве» (да).

Наблюдение «Из чего состоит почва?»

При помощи лупы рассмотреть состав почвы, что в нее входит (песок, глина, камешки, перегной).

Экспериментирование «В почве есть воздух?»

Дети бросают почву в воду. На поверхности воды образовались пузырьки, значит, в почве есть воздух.

Рисование «Почва».

Взрослый предлагает обозначить двумя линиями слой почвы и между ними нарисовать составляющие почвы – песок (точками, глину (коричневым цветом, камешки (овалом).

Наблюдение, аппликация «Волшебные облака»

Во время прогулки понаблюдать с детьми за облаками: Всегда ли облака одинаковы? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Куда оно плывет? Быстро движется или медленно? От чего зависит скорость облаков?

После прогулки каждому ребенку предлагается вырезать облако, за которым он наблюдал. Затем облака наклеить на большой лист голубой бумаги, получится голубое небо.

Опыт «Как образуются облака?»

Пластиковую бутылку взрослый наполняет горячей (не кипящей) водой, через несколько минут вылить 2/3 воды и положить на горлышко бутылки кубик льда, начнет образовываться облако пара. Также и в природе облака образуются при охлаждении восходящих потоков влажного воздуха.

Экспериментирование «Как появляется радуга?»

Дети берут блюдо с водой, зеркальце и фонарик. Опускают зеркальце в воду, светят фонариком, свет проходит через воду и получается радуга.

Чтение сказки «Как происходит круговорот воды в природе»

После прочтения сказки «Заяц Коська и родничок» дети вспоминают с помощью опорных карточек превращения Родничка, тем самым, объясняя круговорот воды в природе.

Рисование «Ходит капелька по кругу»

Взрослый просит показать в своем рисунке, как капелька ходит по кругу. Она выпадает из туч в виде дождя, а затем под лучами солнца возвращается обратно. Капелька не исчезает, она путешествует.

Экспериментирование «Магнетические и немагнетические предметы»

Дети под руководством взрослого проверяют подъемную силу магнита (какие предметы поднимает, какие нет). Те предметы, которые притягивает к себе магнит, называют магнетическими, те которые магнит не может к себе подцепить немагнетическими.

Проблемная ситуация «Как достать монету из стакана с водой, не намочив руки?».

Перед детьми находятся стакан с водой, на дне которой находится монета, магнит на веревочке. Дети самостоятельно решают проблемную задачу, подцепив монету магнитом.

Игра-опыт «Кто быстрее соберет магнетические предметы?».

Дети делятся на две команды. Во время проведения соревнования выясняется, кто быстрее соберет магнетические предметы – одна команда собирает руками, другая с помощью магнита.

Экспериментирование «Как работает компас?»

Дети под руководством взрослого укрепляют иголку-магнит на поплавке и опускают в тарелку с водой. Проводится наблюдение за иглой: один конец смотрит на север, другой на юг. Проверяют это с помощью компаса, поворачивают иголку магнит наоборот, она возвращается в прежнее положение. С помощью самодельного компаса-иголки, дети определяют, что видят, когда стрелка показывает север, юг.

Рисование с элементами аппликации «Что притягивает магнит?»

Дети рисуют магнит и рядом приклеивают картинки с изображением предметов, которые будут притягиваться магнитом.

Наблюдение «Всегда ли глаза могут видеть?»

Наблюдая за интенсивностью освещения, дети убеждаются, что без света ничего не видно, если света мало, можно различить только очертания и форму предметов, при сильной освещенности человек видит цвет. Чтобы видеть, нужен свет. Далее детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга при различной степени освещенности. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а в комнате с малым освещением зрачки постепенно расширяются, чтобы уловить как можно больше света.

Экспериментирование «Зачем нам нос?»

Перед каждым ребенком плотный мешочек, внутри которого туалетное мыло, чеснок, лук, лимон и т. п. Взрослый предлагает детям, не трогая мешочков, по запаху догадаться, что находится внутри. Взрослый уточняет, для того, чтобы почувствовать запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

Проблемная задача «Как определить температуру воды в нескольких емкостях?»

Перед детьми находятся несколько баночек от самой холодной до самой горячей воды. Дети самостоятельно решают проблемную задачу, определяя температуру на ощупь и расставляя баночки по порядку от самой холодной до самой горячей. Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла, возможно, благодаря чувствительности кожи.

Экспериментирование «Как чувствует наш язык?»

Перед каждым ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Взрослый предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.

Далее ребенок смотрит в зеркало, а взрослый сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.

После высказывания детей, взрослый подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый боковыми частями, горький основанием языка.

Проблемная задача «На какую часть языка положить таблетку?»

Дети, вспоминая предыдущий опыт, определяют, что таблетку лучше положить ближе к кончику языка, т. к. корень языка лучше всех воспринимает горький вкус.

Экспериментирование «Бумага»

Дети определяют свойства разных видов бумаги пытаясь смять ее, разорвать пополам, разрезать на две части, опустить в емкость с водой. Взрослый подводит к выводу, что чем тоньше бумага, тем ее легче смять, разорвать, разрезать, намочить.

Экспериментирование «Ткань»

Дети определяют свойства разных видов ткани пытаясь смять ее, разорвать пополам, разрезать на две части, опустить в емкость с водой и определить скорость намокания. Взрослый подводит к выводу, что от воды защищает плащевая ткань, а из других лучше сшить повседневную одежду.

Проблемная задача «Как определить, прозрачна пластмасса или нет?»

Перед детьми находятся пластмассовый стаканчик, сосуд с водой. Дети самостоятельно решают проблемную задачу, наливая воду в стаканчик и определяя, что пластмасса непрозрачная, т. к. через нее не видно воду.

Экспериментирование «Резина»

Дети опускают в воду различные резиновые предметы (одни утонули, другие – нет). Взрослый подводит детей к выводу, что не тонут те предметы, внутри которых воздух, резина удерживает воздух, она его не пропускает.

Опыт «Стекло»

Взрослый в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается. Если стекло бьется, значит, оно хрупкое.

Длительное наблюдение «Проращивание семян»

Дети наблюдают, где прорастут семена в блюдце с сухой ватой или мокрой, и приходят к выводу, что для проращивания семян нужна вода.

Экспериментирование «Что внутри стебля?»

Дети рассматривают срез стебля через лупу, обнаруживают отверстия для прохождения воды. Сжимая пальцами стебель, обнаруживают, что в нем есть вода. Погружая стебель в воду, приходят к выводу, что вода по стеблю поступает к листьям.

Длительное наблюдение «Может ли растение дышать?»

Перед проведением опыта с растением дети доказывают, что вазелин не пропускает воздух. Для этого один конец трубочки для коктейля замазывают вазелином, дети пытаются дышать через трубочку и убеждаются, что вазелин не пропускает воздух. Затем дети смазывают снизу несколько листочков комнатного растения вазелином и ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Листочки, смазанные вазелином, погибли, т. к. они дышат своей нижней стороной.

Рисование «Что любят растения?»

Дети со слов воспитателя выполняют рисунки: что будет, если одно растение поместить в теплое, светлое помещение, своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе поместить в помещение со слабой освещенностью своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье только поливать.

Игра-опыт «Выращиваем лук»

Взрослый выбирает среди детей два лука. Остальных детей делит на две команды. Вокруг одного ребенка-лука дети стоят свободно, держась за руки, вокруг другого плотно встают друг к другу, обнимаясь за талию. Дети в роли лука присаживаются на корточки, взрослый образно поливает их водой из лейки. Лук начинает расти (дети в роли лука медленно поднимаются). В кругу, где дети стоят свободно, лук свободно выпрямляется, вырастает. В кругу, плотно прижатом, дети подходят еще ближе к луку, не давая, ему выпрямится. Взрослый подводит к выводу, что лук будет хорошо расти там, где без труда проходит свет.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что такое сила?» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Сила») Тема «Что такое сила?» (с использованием цифровая лаборатория «Наураша».

Картотека познавательно–исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей для старшего возраста. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва» .

Консультация для родителей и воспитателей «Подборка игр и упражнений, способствующих речевой активности детей» Игра вводит ребенка в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для воспитателей. Виды и Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста Упражнения и игры по воспитанию чистого и правильного произношения «Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны.

Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста "Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке"Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего до­школьного возраста на тему «Опыты с бумагой» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка упражнений для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2018 в 21:34
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка упражнений для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Федина Анна Николаевна (УИ 654703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД