Алла Костырко
Подборка дидактических игр, направленных на развитие представлений о сезонных изменениях в жизни животных у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка дидактических игр, направленных на развитие представлений о сезонных изменениях в жизни животных у детей 6-7 лет
Составила воспитатель: Костырко А. И.
Дидактическая игра «Отгадай, где я живу»
Дидактическая задача : упражнять в умении группировать животных по месту их обитания.
Игровая задача: помочь животному добраться домой.
Публикация «Подборка дидактических игр, направленных на развитие представлений о сезонных изменениях в жизни животных у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игровые действия: описать место обитания животного и положить соответствующую карточку.
Игровые правила: для того, чтобы карточку положить на соответствующее место, надо знать, где оно живет, слушаем друг друга, карточки берем по очереди.
Игровой материал: карточки с изображением животных, карточки с условными обозначениями природных климатических зон.
Ход игры: на столах перед каждым ребенком разложены карточки с условными обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились. Нужно помочь животному добраться домой. Но для этого надо знать, где оно живет, описать место его обитания. Животные должны быть представителями разных климатических зон (белочка, верблюд, северный олень, и т. д.). Дети находят карточки и размещают на них животных. Животные радуются, что нашли свой дом. Воспитатель может активизировать деятельность детей, поместив животное на «неправильную» карточку.
Экологическая составляющая заключается здесь в соотнесении животного с домом (экосистемой, где оно обитает.
Подведение итогов игры: мы помогли животному добраться домой? Что мы для этого делали? Победителем в нашей игре является тот ребенок, который помог большему количеству животных добраться домой.
Дидактическая игра «Давай поселим животных в наш лес»
Дидактическая задача : формировать умения детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная) и экологической системой (смешанный лес).
Игровая задача: поселить животных в наш лес.
Игровые действия: выбери животного и подумай, где ему было бы удобно жить, засели этого животного.
Игровые правила: играть в команде (3команды по 2-3 человека в каждой). Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Игровой материал: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором протекает река, имеются различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Ход игры: педагог предлагает детям разбиться на команды.
Выбрать одного животного, подумать, где ему было бы удобно жить. Объяснить, почему. «Заселить» животное в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может жить в других). Командам предоставляется возможность внимательно рассмотреть лесные домики и претендентов на заселение.
Каждая команда выбирает одного животного и подходящий для него домик.
Подведение итогов игры: победила команда, которая, быстро и правильно справилась с заданием.
Дидактическая игра : «Кто где живет»
Дидактическая задача : закреплять представления детей о месте обитания диких животных.
Игровая задача: найти дикому животному его жилище.
Игровые действия: выбери животное, посмотри внимательно и соедини линией с его жилищем.
Игровые правила: в игре принимают участие двое или более детей. Необходимо, по очереди находить предлагаемое животное и соединять линией с его жилищем, смотреть внимательно и правильно соединять линией. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку, если неправильный ответ – ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большое количество фишек.
Игровой материал: перфокарты, на левой стороне животное, на правой стороне жилище.
Ход игры: ребята, перед вами на столах лежат перфокарты. На левой стороне изображение животного, на правой стороне жилище. Вам нужно выбрать животное, подумать, где его жилище и соединить линией животное с жилищем. Смотрим внимательно, думаем и правильно соединяем животное с его жилищем.
Подведение итогов игры: выиграл тот ребенок, который собрал к концу игры большее количество фишек.
Дидактическая игра «Найди свою маму»
Дидактическая задача : закреплять названия диких животных и их детенышей.
Игровая задача: помочь детенышу найти его маму
Игровые действия: выбери картинку детеныша животного и прикрепи его рядом с его мамой.
Игровые правила: для того, чтобы положить карточку на соответствующее место, надо знать животное и назвать его детеныша; слушаем друг друга, карточки берем по очереди.
Ход игры:
Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны прийти
И деток правильно найти!
Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки диких животных и их детенышей. Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они встретились. Вам нужно взять картинку детеныша животного и прикрепить его рядом с его мамой.
Ребята, поднимаете руку, берете картинку мамы животного, подходите к доске называете детеныша и его мамы и ставите соответствующую картинку.
Подведение итогов игры: мы помогли детенышам найти свою маму? Что мы для этого делали? Победителем в нашей игре является тот ребенок, который помог большему количеству детенышей найти свою маму.
Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Дидактическая задача : расширять представления об особенностях питания домашних животных.
Игровая задача: накормить домашнее животное.
Игровые правила: выбрать и назвать животное, подобрать карточку с изображением корма, которым питается животное, слушаем друг друга, карточки берем по очереди.
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением животных и корма для животных. Дети выбирают животного и подбирают картинку с изображением корма для этого животного и прикрепляют на магнитную доску.
Материал: предметные картинки с изображениями животных и корма для животных.
Ход игры: Ребята, перед вами на столе лежат карточки с изображением животных и карточки с изображение корма для животных. Каждый из вас выбирает одну карточку с животным, затем подбирает карточку с изображением корма, которым питается это животное. Называете животное, которое вы выбрали, показываете картинку, чем оно питается, и прикрепляете на магнитную доску. Кто правильно ответил, тот получает фишку.
Подведение итогов игры: выигрывает тот ребенок, который набрал больше фишек при правильном ответе.
Дидактическая игра «Кто заблудился»
Дидактическая задача : расширять представления детей о месте обитания диких животных.
Игровая задача: помочь животному, которое заблудилось найти свой дом.
Игровые действия: дети выбирают диких животных, называют их и распределяют по природным зонам (пустыня, джунгли, степь, (порядок выкладывания взрослый определяет сам).
Игровые правила: для того, чтобы карточку с животным положить на соответствующее место, надо знать, в какой зоне он живет; карточки берем по очереди.
Игровой материал: карточки и изображением нескольких природных зон (пустыня, джунгли, степь, карточки с изображением животных.
Ход игры: воспитатель выкладывает в центре карточку с изображением нескольких природных зоны (например, пустыня, джунгли, степь). Рядом раскладываются все карточки с животными (порядок выкладывания взрослый определяет сам). Детям предлагается вместе со взрослым распределить карточки по зонам (например, кто живёт в пустыне? - дети называют и раскладывают). После того как карточки будут разложены, воспитатель предлагает детям отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько карточек с изображениями животных. По сигналу, дети поворачиваются и определяют, какое животное заблудилось.
Подведение итогов игры: мы помогли животным найти свой дом? Что мы для этого делали? Победителем в нашей игре является тот ребенок, который помог большему количеству животным найти свой дом.
Дидактическая игра : «Опиши животных жарких стран»
Дидактическая задача : выделить и назвать характерные признаки животных различных климатических зон (жаркие страны).
Игровая задача: описать животное по картинке.
Игровые правила: нельзя называть того, кого описываешь, отвечать на вопросы педагога четко и правильно.
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением животных. Дети, описывают изображенное животное, не показывая карточку другим детям.
Игровой материал: карточки с изображением животного.
Ход игры: ребята у меня для вас есть карточки, на которых изображены животные жарких стран. Вы по одному подходите ко мне, выбираете одну карточку и описываете животное! Другие ребята будут отгадывать! Тот, кто отгадает, получает фишку.
Подведение итогов игры: выиграл тот, кто больше набрал фишек при правильном ответе.
Дидактическая игра : «Угадай животных по тени»
Дидактическая задача : продолжать упражнять в умении определять, чей силуэт изображен.
Игровая задача: угадать животных по тени.
Игровые действия: на магнитной доске расположены картинки, на которых изображены тени животных жарких стран. Дети рассматривают тени и выбирают одно животное, чью тень удалось узнать.
Игровые правила: подходить к магнитной доске по одному, прикреплять картинку нужно под тенью.
Игровой материал: магнитная доска с изображением теней животных, картинки с изображением животных.
Ход игры:
Ребята, посмотрите, на магнитной доске расположены картинки, с изображением тени животных жарких стран. Вы по одному подходите к доске, рассматриваете тени и выбираете одно животное, чью тень вам удалось узнать. Картинки с животными лежат на столе. Прикреплять картинку нужно под тенью.
Подведение итогов игры: выиграл тот ребенок, который больше угадал животных по тени.
Дидактическая игра : «Дом для диких и домашних животных»
Дидактическая задача : расширять представления о месте обитания диких и домашних животных.
Игровая задача: найти дом для животного.
Игровые правила: отвечать по очереди, не перекрикивать друг друга. Игра продолжается, до тех пор, пока все карточки с животными не будут правильно соотнесены с местами обитания животных.
Игровые действия: каждый ребёнок берёт карточку с животным и располагает согласно месту обитания. В ходе игры воспитатель задаёт вопросы о каждом животном : (это дикое или домашнее; где живут домашние животные; как добывают пищу дикие животные). Например : собака – домашнее животное, живет рядом с человеком, охраняет жилище. Волк – дикое животное, обитает в лесу, охотится на зайцев, живет в логове.
Игровой материал: карточки-липучки с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки-липучки с изображением диких и домашних животных. Дети делятся своими знания и рассказывают о животных, которые они знают. Воспитатель напоминает детям, что дикие животные обитают в природе, им не нужна помощь человека, они самостоятельно добывают пищу, обитают в логове, норе, дупле. А домашние животные не могут существовать без человеческой помощи, они получают корм от человека, живут в построенном им жилище. Далее воспитатель показывает детям картинки с местом обитания диких и домашних животных. И предлагает помочь им найти своё жилище.
Подведение итогов игры: мы помогли найти дом для животных? Что мы для этого делали? Победителем в нашей игре является тот ребенок, который помог большему количеству животным найти свое жилище.
Дидактическая игра : «Животные таежных лесов Сибири»
Дидактическая задача : называть характерные признаки животных таежных лесов Сибири.
Игровая задача: описать животное таежных лесов Сибири.
Игровые правила: нельзя называть то животное, о котором говоришь (только описываешь его).
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением животных таежных лесов Сибири. Дети составляют рассказ об этом животном. Описывают его внешний вид, чем он питается, где обитает (описывая изображение животного, не показывая карточку другим детям).
Ребята, на столе лежат карточки с изображением животных. Каждый из вас выбирает одну карточку, затем по одному описывает животное, изображенное на карточке, а другие ребята будут слушать и отгадывать. А я буду вам помогать, если возникнут сложности. Другие ребята будут отгадывать.
Игровой материал: карточки с изображением животных таежных лесов Сибири.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное. Кто больше отгадал животных, тот победил.
Подведение итогов игры: победил тот, кто больше отгадал животных.
Дидактическая игра : «Животные холодных и жарких стран»
Дидактическая задача : упражнять в умении описывать животных по месту их обитания (холодные и жаркие страны).
Игровая задача: описать животных по картинке.
Игровые правила: нельзя называть то, что описываешь, и отвечать на вопросы взрослого четко и правильно.
Игровые действия: детям раздаются карточки с изображением животных холодных и жарких стран. Дети описывают изображение животного, не показывая карточку другим детям.
Игровой материал: карточки с изображением животных холодных и жарких стран.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Ребята, на столе лежат карточки с изображением животных, которые живут в холодных и жарких странах. Каждый из вас выбирает одну карточку, затем по одному описывает животное, изображенное на карточке, а другие ребята будут отгадывать. Кто больше отгадал животных, тот получает фишку.
Подведение итогов игры: выигрывает тот ребенок, который собрал к концу игры большее количество фишек.
Дидактическая игра «Отгадай домашнее животное»
Дидактическая задача : совершенствовать представления детей о разнообразии домашних животных.
Игровая задача: узнать домашнее животное, отгадав загадку.
Игровые правила: отвечать по очереди, не перекрикивать друг друга. Ребенок, который первым отгадал загадку, берет себе карточку с изображением этого животного. Выигрывает тот, у кого больше окажется карточек с животными.
Игровые действия: воспитатель загадывает загадку про животного. Дети отгадывают и тот кто отгадает, получает именно того животного про кого была задана загадка. Дети по очереди говорят ответы на загадки.
Игровой материал: карточки с изображением животного.
Ход игры: на столе разложены карточки с изображением домашних животных. Ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте, и старайтесь отгадать, о каком животном говориться в загадке.
Кто первым отгадал загадку, берет себе карточку с изображением этого животного. Подведение итогов игры: выигрывает тот ребенок, у кого оказалось больше всех карточек с животными.
Дидактическая игра «Чьи следы»
Дидактическая задача : закрепить понятие «следы животных», выяснить, каким образом они появляются зимой и почему их не видно летом.
Игровая задача: найти следы животного.
Игровые правила: количество человек не должно быть больше шести, можно играть командами или индивидуально, выигрывает тот ребенок или та команда, которая правильно расставит зверей в зимнем лесу.
Игровые действия: игроки внимательно рассматривают картину зимнего леса, определяют хозяина следов, выбрав из животных нужного, ставят его рядом со следом.
Игровой материал: игровое поле к игре. Карточки с изображением животных. Карточки с изображением следов.
Ход игры:
- Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.
- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)
- Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке – в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
Подведение итогов игры выигрывает тот, кто правильно соединит животных с их следами.
Дидактическая игра «Хищники и травоядные»
Дидактическая задача : упражнять в умении группировать животных по способу питания (хищники и травоядные).
Игровая задача: найти хищных и травоядных животных
Игровое правило: в игре участвуют две команды, команда «Хищники» и команда «Травоядные»; отвечать по очереди, не перекрикивать друг друга.
Игровые действия: дети берут карточки с изображением животных, называют их, распределяют животных по способу питания на две группы: травоядные и хищники.
Ход игры: ребята, каждое животное питается определенным кормом. Их можно поделить на две группы: хищники охотятся за более мелкими и слабыми животными. А, травоядные животные питаются не только травой, но и грибами, орехами, овощами, фруктами, ягодами, злаками.
Перед вами на столе лежат карточки с изображением животных и карточки с их пищей. Вам нужно взять карточку с изображением животного, назвать это животное, рассказать, чем оно питается, определить хищное оно или травоядное. Делимся на две команды, одна команда выбирает травоядных животных, вторая команда выбирает хищников. Побеждает та команда, которая правильно и быстро стравилась с заданием.
Подведение итогов игры: Победила та команда, которая правильно и быстро стравилась с заданием.
Дидактическая игра «Отгадай животного, получи фигуру животного»
Дидактическая задача : совершенствовать представления детей о разнообразии животных холодных стран.
Игровая задача: отгадать животное холодных стран и найти место его обитания.
Игровое правило: чтобы ответить нужно, поднять руку. Выигрывает тот, кто больше отгадал и поставил фигурок животных на картинку природной зоны.
Игровые действия: воспитатель загадывает загадки о животных, дети отгадывают животное, получают фигуру этого животного и ставят на картинку природной зоны.
Игровой материал: фигуры животных холодных стран, картинки природной зоны.
Ход игры: ребята, перед вами картинка природной зоны. У меня есть фигуры животных холодных стран. Я сейчас вам буду загадывать загадки о животных, кто из вас отгадал, поднимает руку, чтобы ответить, если правильный ответ, получает фигуру животного и помещает его на картинку природной зоны, где обитает это животное. В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет, рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день, с легкостью! Ведь он…. (Тюлень) и т. д.
Подведение итогов игры: выигрывает тот ребенок, кто больше угадал животных.
Дидактическая игра «Лес — дом для животных»
Дидактическая задача : сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
Игровая задача: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания.
Игровые правила: ребенок должен объяснить правильность собственного выбора. За верный ответ ребенок получает фишку. Если задание выполнено неправильно, то фигурка-силуэт животного кладется на стол и действие повторяется другим ребенком.
Игровые действия: дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу.
Игровой материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: 1 — травянистый покров, 2 — кустарники, 3 — лиственные деревья, 4 — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных животных : насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Ход игры: силуэты животных раскладываются на столе оборотной стороной вверх. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить правильность собственного выбора. За правильный ответ ребенок получает фишку. Если задание выполнено неправильно, то фигурка-силуэт животного кладется на стол и действие повторяется другим ребенком.
Подведение итогов игры: выигрывает тот ребенок, который получил больше фишек.
Дидактическая игра : «Кто как зимует»
Дидактическая задача : закреплять знания детей о том, как зимуют дикие животные (медведь, барсук, еж, белка, мышь, лиса, заяц, лось).
Игровая задача: рассказать как зимуют дикие животные
Игровые правила: не перебивать друг друга. Если готов ответить поднять руку.
Игровые действия: дети слушают воспитателя, отгадывают животное, и подбирают картинку с зимним жилищем животного.
Игровой материал: картинки с изображением зимнего жилища животного. Картинки с изображением животных.
Ход игры: воспитатель зачитывает отрывки из познавательных рассказов о зимовке животных, а дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Находят картинку с изображением его зимнего жилища и корма, которым он питается зимой. Рассказывают об этом. Кто правильно справился с заданием, получает фишку.
Подведение итогов игры: победил тот ребенок, который к концу игры набрал больше фишек.
Дидактическая игра «Кто как весну встречает»
Дидактическая задача : закрепить знания и представления детей о сезонных изменениях, происходящих в жизни животных с приходом весны.
Игровая задача: рассказать, как дикие животные встречают весну.
Игровые правила: в игре участвуют две или три команды; карточки брать по очереди; перед тем как ответить поднять руку; слушать и не перебивать друг друга.
Игровые действия: дети выбирают карточку с изображением животного и рассказывают, что это за животное и как оно встречает весну.
Игровой материал: карточки с изображением диких животных.
Ход игры: тук-тук-тук! Кто здесь тут? Весна пришла, просыпаться пора! Дети, перед вами на столе лежат картинки с изображением диких животных. Вам нужно выбрать животного и рассказать о том, как это животное встречает весну, какие изменения происходят в его жизни с приходом весны. Тот, кто даст правильный ответ, получает фишку.
Подведение итога игры: побеждает тот, кто набрал большее количество фишек при правильном ответе.
Дидактическая игра «Как животные готовятся к зиме»
Дидактическая задача : уточнить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных : где живут, чем питаются, как готовятся к зиме.
Игровая задача: рассказать, как дикие животные готовятся к зиме.
Игровые правила: в игре участвуют две или три команды; карточки брать по очереди; перед тем как ответить поднять руку; слушать и не перекрикивать друг друга.
Игровые действия: дети выбирают карточку с изображением животного и рассказывают, что это за животное и как оно готовится к зиме.
Игровой материал: карточки с изображением животных (белка, еж, медведь, лиса, волк, заяц, лось).
Ход игры: ребята, посмотрите, перед вами на столе лежат картинки с изображением лесных животных. Можете разделиться на две или три команды. Вам нужно выбрать животного и рассказать о том, как это животное готовится к зиме. Рассказать о том, как заботятся о своем теплом домике, чем питаются, и что заготавливают на зиму. Если кто -то затрудняется, я буду помогать вам. Выигрывает та команда, которая выберет больше животных и расскажет, как они готовятся к зиме.
Подведение итога игры: выигрывает та команда, которая больше и интереснее расскажет о животных,о том, как они готовятся к зиме.