Альфия Серебренникова
Консультация для логопедов «Почему ребёнок не говорит?». Из опыта моей работы с детьми-алаликами
▼ Скачать + Заказать документы
Итак, к Вам обратились родители ребёнка, которому около 2 - 2,5 лет. Жалоба: ребёнок совсем не говорит или произносит единичные упрощённые слова (обычно их не более 30). Часто родители отмечают: малыш развивался нормально лет до полутора а потом получил прививку (или переболел, но чаще связывают именно с прививкой). Не нам судить о влиянии прививок на способность ребёнка говорить, лично я не исключаю такового именно на детей группы риска (чьи родители имели в детстве речевые проблемы). Но пока нет авторитетных доказательств эту гипотезу можно считать мнением некомпетентного человека.
Публикация «Консультация для логопедов „Почему ребёнок не говорит?“, Из опыта моей работы с детьми-алаликами» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Ребёнку (и родителям) надо помогать. Во-первых, необходимо определить, насколько ребёнок понимает речь окружающих. Исключить сенсорную составляющую. Сенсорный алалик может показать, что он понимает инструкции, но это обманное ощущение. Он реагирует на известные ему фразы, не понимая их содержания, но чувствуя, что от него хотят. Он чувствителен к жестам, к интонации, внимателен к повороту глаз. Ведь он - существо социальное, ему требуется общение, несмотря на такое неудобство, как непонимание человеческой речи. При этом, предметное мышление в норме: ребёнок ловко справляется с предложенными ему вкладышами, пирамидками, прекрасно соображает, чем удобнее достать утонувшую в банке пуговицу и т. п. У него могут быть несколько слов, таких как мама и папа, нет, да. С сенсорной алалией нужно работать в тесном сотрудничестве с неврологом, без медикаментов не обойтись.
В некоторых случаях и интеллект и способность произносить слова сохранены, ребёнок показывает, что в целом он речь взрослых понимает, но. Он замкнут, игнорирует инструкции, отказывается от общения, беспокоится в новой (кабинет логопеда) обстановке. В некоторых случаях наоборот, ребёнок не выражает беспокойство, но остановиться на одном деле не может, швыряет игрушки одну за другой, бегает по кабинету, залазит на стулья. Это тоже протест, но в иной форме. Подобное поведение, особенно с учётом тревожного раннего анамнеза (первого года жизни) может натолкнуть на мысль о РАС. А вот здесь спешить не нужно. В постановке диагноза вообще спешить не нужно. Ведь ребёнок 2-3 лет непредсказуем.
Из своего опыта могу сказать, если в течение нескольких (не менее трёх) занятий поведение ребёнка меняется в лучшую сторону: он начинает прислушиваться к педагогу, соглашаться с предложенными играми, если ребёнок охотно приходит в кабинет, иногда даже произносит какие-то звуки, первоначальный диагноз РАС постепенно стирается. Минусов (по маркерам аутизма) становится всё больше и больше. Откуда такое поведение тогда? Я считаю, что имеют место сочетанные нарушения: во-первых, не исключаем СДВГ (даже без явной двигательной составляющей, во-вторых, часто родители сознаются в какой-то психотравме, предшествовавшей такому состоянию ребёнка, а в-третьих нарушения коммуникации всё же имеют место, хотя явного аутизма нет.
Обычно родители к 2-м годам уже бывают в курсе, но бывает, что только логопед впервые выявляет. тугоухость. Речь будет развиваться, но с большой задержкой. Такие дети приспосабливаются к своему состоянию: они учатся читать по губам. Сидя с Вами перед большим зеркалом, он запутает Вас, показывая, что различает слова. Тугоухие дети в раннем детстве могут вести себя, как аутичные, беспокоиться, игнорировать инструкции, но они отказываться от общения не будут.
Самый лёгкий, по моему мнению, случай алалии - моторная. Такие дети отзывчивы на Ваше воздействие, охотно принимают задания. С такими ребятишками запуск речи проходит в довольно быстрые сроки: от 2 до 5 месяцев.
Исключая все вышеперечисленные причины, не зависящие от ребёнка и его родителей, наконец нужно сказать о самом распространённом случае "молчания" ребёнка. Это современная проблема. Хотя известны случаи речевого негативизма, мутизма по причине психотравмы и прошлом. Есть несколько причин. Во-первых, я назову эту проблему "удобный ребёнок", малыш спокоен, процессы торможения у него явно превалируют. Он молчалив, его не тянет на исследования, хотя он и любопытен, как все дети, но в меру. Это его индивидуальная особенность, у родителей активных, разговорчивых, эмоциональных такой ребёнок не будет молчать. Родители его разговорят. Другая категория родителей - они довольны, что ребёнок их не беспокоит, молчит - ну и слава Богу, не достаёт, позволяет делать дела, играет сам. Разговаривают они с малышом мало, только, чтобы дать инструкцию : иди на кухню, садись, бери ложку, ешь. Часто наблюдаю такую картину: дети на площадке бегут к маме, возгласами сообщая о своих чувствах, что-то показывают, а мама - общается в смарфоне, не отрывается, чтобы порадоваться вместе с малышом, не глядя на него кивает, а ребёнок разочарованный молча уходит. Наблюдала такую картину даже в речевом центре, родители, понимая, что у сына или дочери проблема, не поддерживают их в нужный момент. А ведь наша любовь и внимание строятся на этих отдельных моментах. Родители с детьми не играют. Это видно на занятиях. Дети не хотят уходить, ведь дома с ними никто не играет, а только присматривают, да запрещают. Поэтому с такими детьми у логопеда работы вдвойне больше, нужно настроить родителей на совместную деятельность и общение.
Затрону ещё один момент, также касающийся недостатка общения у детей в возрасте от 2 до 3 лет. В некоторых случаях дети ещё не ходят в детсад, а родители уже вышли на работу. Ребёнок всеми днями с бабушкой, вечером родители приходят с работы уставшие и зачастую не реагируют (не в состоянии адекватно реагировать) на выражения детской радости. Ребёнок в 2-3 года самоопределяется. А лучше всего ему определяться в среде таких же, как он. В детском коллективе, у него появляется потребность выражать вслух свои желания и маленькие проблемы, особенно, когда есть с кого копировать.