Папки-передвижки

Консультация для логопедов «Почему ребёнок не говорит?». Из опыта моей работы с детьми-алаликами

Альфия Серебренникова
Консультация для логопедов «Почему ребёнок не говорит?». Из опыта моей работы с детьми-алаликами
▼ Скачать + Заказать документы

Итак, к Вам обратились родители ребёнка, которому около 2 - 2,5 лет. Жалоба: ребёнок совсем не говорит или произносит единичные упрощённые слова (обычно их не более 30). Часто родители отмечают: малыш развивался нормально лет до полутора а потом получил прививку (или переболел, но чаще связывают именно с прививкой). Не нам судить о влиянии прививок на способность ребёнка говорить, лично я не исключаю такового именно на детей группы риска (чьи родители имели в детстве речевые проблемы). Но пока нет авторитетных доказательств эту гипотезу можно считать мнением некомпетентного человека.

Публикация «Консультация для логопедов „Почему ребёнок не говорит?“, Из опыта моей работы с детьми-алаликами» размещена в разделах

Ребёнку (и родителям) надо помогать. Во-первых, необходимо определить, насколько ребёнок понимает речь окружающих. Исключить сенсорную составляющую. Сенсорный алалик может показать, что он понимает инструкции, но это обманное ощущение. Он реагирует на известные ему фразы, не понимая их содержания, но чувствуя, что от него хотят. Он чувствителен к жестам, к интонации, внимателен к повороту глаз. Ведь он - существо социальное, ему требуется общение, несмотря на такое неудобство, как непонимание человеческой речи. При этом, предметное мышление в норме: ребёнок ловко справляется с предложенными ему вкладышами, пирамидками, прекрасно соображает, чем удобнее достать утонувшую в банке пуговицу и т. п. У него могут быть несколько слов, таких как мама и папа, нет, да. С сенсорной алалией нужно работать в тесном сотрудничестве с неврологом, без медикаментов не обойтись.

В некоторых случаях и интеллект и способность произносить слова сохранены, ребёнок показывает, что в целом он речь взрослых понимает, но. Он замкнут, игнорирует инструкции, отказывается от общения, беспокоится в новой (кабинет логопеда) обстановке. В некоторых случаях наоборот, ребёнок не выражает беспокойство, но остановиться на одном деле не может, швыряет игрушки одну за другой, бегает по кабинету, залазит на стулья. Это тоже протест, но в иной форме. Подобное поведение, особенно с учётом тревожного раннего анамнеза (первого года жизни) может натолкнуть на мысль о РАС. А вот здесь спешить не нужно. В постановке диагноза вообще спешить не нужно. Ведь ребёнок 2-3 лет непредсказуем.

Из своего опыта могу сказать, если в течение нескольких (не менее трёх) занятий поведение ребёнка меняется в лучшую сторону: он начинает прислушиваться к педагогу, соглашаться с предложенными играми, если ребёнок охотно приходит в кабинет, иногда даже произносит какие-то звуки, первоначальный диагноз РАС постепенно стирается. Минусов (по маркерам аутизма) становится всё больше и больше. Откуда такое поведение тогда? Я считаю, что имеют место сочетанные нарушения: во-первых, не исключаем СДВГ (даже без явной двигательной составляющей, во-вторых, часто родители сознаются в какой-то психотравме, предшествовавшей такому состоянию ребёнка, а в-третьих нарушения коммуникации всё же имеют место, хотя явного аутизма нет.

Обычно родители к 2-м годам уже бывают в курсе, но бывает, что только логопед впервые выявляет. тугоухость. Речь будет развиваться, но с большой задержкой. Такие дети приспосабливаются к своему состоянию: они учатся читать по губам. Сидя с Вами перед большим зеркалом, он запутает Вас, показывая, что различает слова. Тугоухие дети в раннем детстве могут вести себя, как аутичные, беспокоиться, игнорировать инструкции, но они отказываться от общения не будут.

Самый лёгкий, по моему мнению, случай алалии - моторная. Такие дети отзывчивы на Ваше воздействие, охотно принимают задания. С такими ребятишками запуск речи проходит в довольно быстрые сроки: от 2 до 5 месяцев.

Исключая все вышеперечисленные причины, не зависящие от ребёнка и его родителей, наконец нужно сказать о самом распространённом случае "молчания" ребёнка. Это современная проблема. Хотя известны случаи речевого негативизма, мутизма по причине психотравмы и прошлом. Есть несколько причин. Во-первых, я назову эту проблему "удобный ребёнок", малыш спокоен, процессы торможения у него явно превалируют. Он молчалив, его не тянет на исследования, хотя он и любопытен, как все дети, но в меру. Это его индивидуальная особенность, у родителей активных, разговорчивых, эмоциональных такой ребёнок не будет молчать. Родители его разговорят. Другая категория родителей - они довольны, что ребёнок их не беспокоит, молчит - ну и слава Богу, не достаёт, позволяет делать дела, играет сам. Разговаривают они с малышом мало, только, чтобы дать инструкцию : иди на кухню, садись, бери ложку, ешь. Часто наблюдаю такую картину: дети на площадке бегут к маме, возгласами сообщая о своих чувствах, что-то показывают, а мама - общается в смарфоне, не отрывается, чтобы порадоваться вместе с малышом, не глядя на него кивает, а ребёнок разочарованный молча уходит. Наблюдала такую картину даже в речевом центре, родители, понимая, что у сына или дочери проблема, не поддерживают их в нужный момент. А ведь наша любовь и внимание строятся на этих отдельных моментах. Родители с детьми не играют. Это видно на занятиях. Дети не хотят уходить, ведь дома с ними никто не играет, а только присматривают, да запрещают. Поэтому с такими детьми у логопеда работы вдвойне больше, нужно настроить родителей на совместную деятельность и общение.

Затрону ещё один момент, также касающийся недостатка общения у детей в возрасте от 2 до 3 лет. В некоторых случаях дети ещё не ходят в детсад, а родители уже вышли на работу. Ребёнок всеми днями с бабушкой, вечером родители приходят с работы уставшие и зачастую не реагируют (не в состоянии адекватно реагировать) на выражения детской радости. Ребёнок в 2-3 года самоопределяется. А лучше всего ему определяться в среде таких же, как он. В детском коллективе, у него появляется потребность выражать вслух свои желания и маленькие проблемы, особенно, когда есть с кого копировать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «12 причин, почему ребёнок растет непослушным» «12 причин, почему ребёнок растет непослушным». Воспитание — это очень непростой процесс, сколько бы лет ни было вашему ребенку. Это серьезное.

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок» Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей» «Уральский край, уральский город - частица Родины моей» Пяткова Н. Б., Бухалова Е. А, воспитатели МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» «Шар.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребёнок врет» Механизм формирования детской лжи. Многие ли из нас задумывались, почему дети начинают говорить неправду? Вопрос в том, что дети очень часто.

Консультация для воспитателей «Почему ребёнок играет?» Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит.

Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?» Почему мой ребёнок никак не начнёт читать? Он знает все буквы! Все вокруг читают, а МОЙ нет! Вот с такими вопросами очень часто обращаются.

Правильно ли говорит ваш ребёнок? Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для логопедов «Почему ребёнок не говорит?». Из опыта моей работы с детьми-алаликами
Опубликовано: 27 октября 2019 в 15:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для логопедов «Почему ребёнок не говорит?». Из опыта моей работы с детьми-алаликами» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Серебренникова (УИ 2067256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД