Наталья Пяткова
Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уральский край, уральский город - частица Родины моей»
Пяткова Н. Б.,
Бухалова Е. А,
воспитатели
МБДОУ «ДС № 314
г. Челябинска»
«Шар земной, на нем страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой…
Этот дом, страна, Земля –
Это родина моя!»
С. Крупинина
Публикация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников „Уральский край, уральский город — частица Родины моей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Ещё К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты справедливости, внимательного отношения к семье.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города Челябинска.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Мы, воспитатели подготовительной к школе группы, решили использовать содержание и методические материалы регионального компонента в воспитании патриотических чувств у детей, так как именно для старшего дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений.
Также одной из задач для педагогического коллектива дошкольного учреждения в текущем учебном году было воспитание любви к родному краю, городу.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
• Развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
• Формировать чувство толерантности, чувство уважения к народам Южного Урала, их традициям;
• Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
• Формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой родине, к своей Отчизне
Выбрали тему работы : «Уральский край, уральский город – частица родины моей».
Нами была изучена и использовалась в дальнейшем следующая литература:
• Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал», Челябинск, 2014 г.
• Иллюстративное приложение к программно-методическому комплексу «Наш дом Южный Урал» (Жизнь и труд людей на Южном Урале. Природа Южного Урала);
• Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Южный Урал – шаг за шагом», г. Челябинск, 2016 г.
Мы провели корректировку календарно-тематического планирования с учетом использования регионального компонента.
***
Таб. № 1 Планирование содержания регионального компонента образования
Реализация выбранной темы проводится по следующим направлениям:
• Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей;
• Организация предметно-пространственной среды;
• Сотрудничество с семьями воспитанников
• Взаимодействие с социальными партнерами
Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей.
Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Поэтому большая роль в реализации регионального компонента отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В виду специфики нашей логопедической группы, исключается проведение кружковой работы. Поэтому содержание регионального компонента включается в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты.
Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников, где обязательно принимают участие и родители. Проводимые праздники: «Осенины», флешмоб «Голубь мира», «День защитника Отечества», «Проводы зимы» создают атмосферу теплоты, способствуют развитию дружеских отношений.
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая среда обеспечивает личностное развитие и нравственное становление ребенка. В группе оформлен центр гражданско-патриотического воспитания. В нем размещены иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по теме «Родной край». Дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе и крае.
Для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей используется всё пространство группы.
Сотрудничество с семьями воспитанников
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий работы по патриотическому воспитанию. Мы поставили перед собой задачу – установить конструктивные партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. Среди форм работы с родителями по региональному компоненту хочется отметить следующее:
- участие в творческом конкурсе «Мой район»;
- выпуск газет, книжек-малышек;
- проектная деятельность.
Взаимодействие с социальными партнерами
Также мы выстроили взаимодействие с нашими социальными партнерами: библиотекой ЦДЮ «Клуб мальчишек» и ЦДЮТиЭ «Космос». В ЦДЮ «Космос» дети знакомились с выставкой уральских камней, рассматривали видеоматериалы о природе Южного Урала, рисовали по сказам П. П. Бажова.
В процессе взаимодействия педагога с детьми, необходима «обратная связь» для оценки развития детей. В этой роли выступает педагогическая диагностика (программа «Южный Урал : шаг за шагом»). Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путем наблюдений и непосредственного общения с детьми.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.
Между семьями были распределены темы, по которым дети вместе с родителями подготовили альбомы с интересными материалами, стихами и рисунками. В ходе праздника каждая семья осветила тему своей работы : прозвучали стихи и загадки уральской писательницы Н. Пикулевой, родителями был показан отрывок из кукольного спектакля по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Патриотическое воспитание не возникает у людей само по себе. Это результат длительной и целенаправленной работы, в результате которой:
дети – ощущают свою сопричастность традициям и историческим ценностям Южного Урала;
- проявляют любознательность, задают вопросы о родном крае, его достопримечательностях;
- овладевают начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живут;
родители – активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ гражданственности;
педагоги – совершенствуют профессиональные компетенции в вопросах воспитания у детей патриотизма и любви к малой Родине.
Проведенная нами в течение года работа, значительно расширила знания дошкольников о родном городе, стране, воспитала в них чувство уважения к малой Родине и Родине–стране во всем ее многообразии культур и народов.