Маргарита Осипова
Консультация для родителей «Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мой ребёнок никак не начнёт читать? Он знает все буквы! Все вокруг читают, а МОЙ нет! Вот с такими вопросами очень часто обращаются ко мне как к психологу.
Отвечаю – причины могут быть различные!
Но начну с того, что просто расскажу самый обыкновенный случай из моей практики.
Дня три назад в наш клуб «Капитошка» позвонила мама шестилетней девочки Даши и попросила помочь ребёнку начать читать. Девочка знает все буквы, но никак не может «зачитать»! Необходимо только вечернее время, так как они из Подольска и могут подъехать только после шести вечера. Вечернее время у меня занято всё! И я мягко маме отказала, так как после восьми я с детьми не занимаюсь, но сказала, что если будет «окошко», то я их приглашу. Мамочка просто в отчаянии сказала такую фразу: «Только у Вас дети начинать читать на первом занятии!». Так сложились обстоятельства, что я в эти выходные осталась в городе, и мы решили встретиться.
Публикация «Консультация для родителей „Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?“» размещена в разделах
При встрече мы с Марией договорились, что она записывает всё, что я делаю. По ходу занятия я объясняла, что мы с Дашей делаем … почему именно это…. и для чего именно это! Действительно, не прошло и 15 минут, Даша начала читать, не всё получалось, но «подвижки» уже были. Но как светились глаза ребёнка и как мама радовалась! Когда мы с Дашей поменялись ролями … и я была уже на её месте… и … иногда…пыталась делать что – то не так, то Даша уже уверенно читала и исправляла меня! Это пример самого обыкновенного зажима у ребёнка – на чтение! Как говорит мой научный руководитель профессор, доктор психологических наук Анна Геннадьевна Самохвалова: «Надо уметь увидеть этот зажим и снять его». Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая. Только через игру с чередованием нейропсихологических упражнений можно помочь ребёнку «зачитать» на первом занятии…. и только в том случае, если высшие психические функции у ребёнка «приобрели» или на этапе «завершения перехода» из непроизвольности в произвольность! Обучение дошкольника чтению дело очень тонкое. Помните, что буква – это СХЕМА для ребёнка. И у многих детей понятие и осознание схемы приходит к восьми годам! Не каждый дошкольник готов читать по слогам! Многие начинают обучать чтению по слогам…и. отбивают желание читать на всю жизнь! Много способов обучения дошкольника чтению. Под каждого ребёнка подбирается свои техники и методики. С одним ребёнком мы «вытанцовываем», с другим «вырисовываем», с другим только играем. Были дети! с которыми мы учились «читать» … через ползание по игровой, через «грудное мычание». Надо помнить одно, что чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление, поэтому, занимаясь с дошкольником, помогите ему в развитии высших психических функций и ребёнок зачитает сам!
Такие занятия очень сложны для педагога, так как требуют от педагога «профессионального чутья», такое занятие не пройдет только сидя за столом. Педагог должен быть и психологом, и нейропсихологом, и логопедом, тренером и просто хорошим коммуникатором – лампочкой, от которого исходит позитив и к которому дети бегут на занятие! На таких занятиях не должно быть «пустого» времени, темп занятия, постоянная сменена деятельности, а самое главное… интересное занятие. Обучение чтению – это игра, это здорово! А… не нудная каторга для ребёнка!