Юлия Неретина
Консультация для родителей «Почему ребенок молчит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенок молчит?
В своем выступлении, я хочу попробовать ответить на один из наиболее частых вопросов, возникающих у родителей при обращении к логопеду. В ситуации, когда у малыша отсутствует активная речь, у родителей возникает вопрос «Почему ребенок «молчит?», что с этим делать, к каким специалистам обращаться, следует незамедлительно начинать логопедические занятия, или стоит подождать. Как правило, эта проблема начинает беспокоить родителей, когда ребенок находится в возрасте от 2 до 3 лет. Для того, чтобы определить ход дальнейших действий, следует выяснить причину, по которой ребенок не разговаривает, точнее сказать, определить «как» ребенок молчит – речь отсутствует полностью, часто используется указательный жест, или ребенок все же пользуется звукоподрожанием и лепетными словами. Часто мамы на детской площадке слышат, что не стоит беспокоиться, придет время и ребенок заговорит, некоторые приводят в пример успешных людей, которые в детстве долго не разговаривали, но им не помешало это добиться величайших успехов.
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенок молчит?“» размещена в разделах
Причины, по которым ребенок не разговаривает могут быть разные:
-гиперопека со стороны родителей (ребенок еще даже не понял толком, что он хочет, а это уже находится прямо перед ним,в этом случае не возникает мотивация к речевой деятельности.
- недостаточное количество внимания со стороны близких (ребенок часто предоставлен сам себе, ему не хватает «оречевления» действий со стороны взрослых).
- и наконец, причины, которые заслуживают особого внимания и требуют обязательного обращения к специалистам, речь идет об органическом поражении центральной нервной системы в период беременности, родов и в первые годы жизни. Это могут быть различные инфекции матери во время беременности, токсикоз, гипоксия плода, асфиксия во время родов, различные неблагоприятные факторы в первый год жизни.
Если, в первых двух случаях достаточно изменить стратегию поведения взрослых в отношении ребенка, то в последнем нужно организовать консультацию у грамотных специалистов – невролога,отоларинголога которые назначат ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др., психолога, логопеда, которые проведут обследование и на основе объективных данных позволят уточнить характер нарушения и степень его сложности. В ходе диагностического этапа определяется программа коррекционной помощи данному ребенку.
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей, даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития, во втором об общем недоразвитии речи.
Таким образом, как я бы ответила, на вопрос, что делать, если ребенок не говорит, прежде всего нужно помнить, если вас, что-то беспокоит в развитии вашего малыша – не следует слушать советы подруг и бабушек, так как им может не хватать компетенции в данном вопросе, нужно обратиться к специалистам и решить данную проблему.