Наталья Кумратова
Методическая разработка «По следам байкальского медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе ДОУ
По следам байкальского медведя
Кумратовой Наталии
Тема, цель, итоговое мероприятие по теме
Тема:
«По следам байкальского медведя».
Цель: формирование экологической культуры дошкольников. Расширять представление о способах правильного взаимодействия с животными. Знакомить с жизнью диких животных; (где живут, как добывают пищу, как зависят от человека). Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.
Публикация «Методическая разработка „По следам байкальского медведя“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Медведь, медвежата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Познакомить детей с особенностями жизни бурого медведя, «увидеть» связь различных диких животных друг с другом.
Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию ее законов и явлений. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Показать необходимость существования на Земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий. Избавить детей от неверных стереотипов отношения ко многим из них.
Направлять детей на поиск способов создания фантастических животных.
Развитие свободного общения с взрослыми. Формировать представление о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Итоговое мероприятие: Викторина «В мире диких животных». Желательно проводить совместно с родителями.
Рекомендуемое время проведения, краткая информационная справка
«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет…» Бурый медведь часто упоминается и в сказках, и в поговорках, и в детских песенках. В фольклоре он выступает в образе доброго нескладного увальня, сильного и простодушного.
В ином свете он предстает в геральдике: изображение медведя украшает немало гербов и национальных флагов. Здесь он – символ силы, свирепости и могущества. «Хозяин тайги» — так величают его сибиряки. И в этом они правы, бурый медведь – один из крупнейших наземных хищников, умный и беспощадный охотник.
Байкальские медведи любят «писать письма» на стволах деревьев.
Бурый медведь очень интересный зверь, переполненный противоречиями и тайнами. При кажущейся нескладности и неповоротливости медведь может быть стремительным и ловким. При необходимости способен быстро и долго бежать, прекрасно плавает
Вы ведь знаете, как быстро скачет лошадь, а вот медведь может ее догнать. Особенно выигрывает он на марафонских дистанциях. Бросится за диким кабаном, тот как рванет, и след простыл. А косолапый знай себе бежит, принюхиваясь к следам. И пусть через двадцать километров, но все же догонит несчастного. Вот вам и увалень! А вот зрением этот зверь слаб, близорук, Его подслеповатые глаза хорошо приспособлены для рассматривания мелких объектов вблизи - муравьев, гусениц или куколок, а вдаль он видит неважно. Особенно неподвижные предметы.
Медведь сообразителен. Ведь недаром же он в цирке осваивает сложные трюки. А как ловко ухитряются мишки утащить с пасеки улей, несмотря на то, что до деталей продумана охрана. Или представьте себе такой случай. Медведь заметил, как рыбаки осматривали сеть и вынимали из нее рыбу, и все понял. В следующий раз, увидев или почуяв сеть, он вытянет ее на берег, а рыбу съест.
И в питании медведя опять же противоречия. Месяцами живет он одной травой, как наши лошади или коровы. Правда, иногда разроет муравейник или соберет куколок насекомых. А когда созревают ягоды, желуди и орехи, медведь так много и аппетитно их ест и при этом так быстро жиреет, что иногда задумываешься: почему это типично растительноядное животное - ну точно кабан! - вдруг оказалось в отряде хищных млекопитающих вместе с волком.
Разные виды медведей обладают своим преимуществом, исходя из места обитания и телосложения. Так, к примеру, ловкие полярные медведи, во время плавания под водой могут увидеть и поймать рыбу. Под водой их замечательное зрение может увидеть лежащего на краю льдины тюленя, который при одном выныривании медведя, становится его жертвой. Благодаря зрению, полярные медведи могут видеть под водой и таким образом охотиться. Белые медведи питаются только мясом и рыбой.
Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности
Игровая.
Сюжетно ролевые игры:
• «Юные следопыты на Байкале»
• «Фотоохота на Байкале»
• «Больница для животных»
• «Байкальские сувениры».
• «Туристический поход».
Дидактические игры:
• «Найди детеныша для мамы»
• «Помоги собрать малышей».
• «Кто где живет?»
• Найди ошибки художника в изображении.
• Д/и «Разрезные картинки животных»
• Д/и «Лото» (животные).
Коммуникативная.
Игры – перевоплощения
«Если бы ты был животным?»
Игра – драматизация по произведению М. Е. Трофимова «Шишкобои» или «Медведь и шмель»
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь».
Рассматривание и обсуждение открыток и фотографий «Животные Приангарья». Рассматривание картинок с изображением диких животных и их детенышей
Беседа: «Дикие домашние животные»
Беседа «Лес и его обитатели»
«Правила поведения в лесу при встрече диких животных».
Беседа «Кто работает с животными»
Беседа «Что такое заповедник», Беседа по сюжетным картинкам «В лесу»
Познавательно-исследовательская
Загадки о животных
Ситуативный разговор «В каких сказках говорится о домашних животных», «Чем кормят домашних животных»,
«Как правильно вести себя с животными»,
«Почему медведь зимой спит?»
Коллективный рассказ «Наша поездка в зоопарк»
Проблемный вопрос: «Почему дикие животные не могут жить в квартире?
«Медведь проснулся посреди зимы как лесник может помочь мишке?»
Проблемная ситуация «Если не было бы снега…»
Разгадывание кроссворда о животных.
«Лабиринты» - игровые задания по ОБЖ.
Изобразительная
Художественное творчество.
1. Аппликация + оригами «Рыбы Байкала».
2. Коллективное панно «Медведица с медвежонком» (Выкладывание силуэтов мелконарезанными нитями).
3. Рисование.
«Несуществующее животное».
Объемная лепка «Лесные обитатели».
Ассоциативное рисование «Следы диких животных».
Подвижные игры
П/и «Караси и щуки».
П/и «Удочка».
«Медведь и пчелы»
Гимнастика оздоровительная «Рыбки».
Гимнастика для глаз «Медведь». Предлагать детям переключиться во время обсуждений или во время творческой работы
Элементарный бытовой труд
Изготовление масок для различных драматизаций и сюжетно-ролевых игр
Создание плоскостных и объёмных макетов по теме; подбор материала для создания фотогалереи «Животный мир Прибайка- лья»
Восприятие худ. литературы и фольклора
Л. А. Мишарина «Животные Прибайкалья»
Загадки о животных.
М. Е. Трофимов «Шишкобои», «Медведь и шмель» «Медвежья родина» Быль (отрывки из произведения)
И. Бродский «Лось», Е. Чарушин «Медвежонок»
В. Бианки «Купание медвежат»
А. Л. Барто «Медвежонок невежа»
«Не в зверинце, а в тайге» В. В. Киселёва.
С. К. Устинов «Медведь близко»
Музыкально-художественная
Слушание, исполнение аудиозаписей песен о Красной книге, «Шум леса», «Го- лоса птиц»; музыкальных произведений по теме.
Песенка-инсценировка «Почему медведь зимой спит», муз.
«Музыка»
1. Прослушание произведения «Океан – море синие» Н. Римский-Корсаков.
2. Игры на разных музыкальных инструментах.
3. Кукольная сказка «О Байкале».
4. Танец «Водные красавицы.
П/и «Мы водные жители».
5. «Кто как кричит?» игра музыкальная.
Предлагаемая самостоятельная деятельность детей
Изготовление игры «Разрезные картинки» (животные Приангарья)
Игра «Строительство зоопарка» (строительные наборы, конструктор «Лего» и наборы пластмассовых животных).
Игры по интересам.
Дидактическая игра «Лото» (животные).
Игры с водой (пускание корабликов)
Рисование на камнях рыбок.
Игры по интересам детей.
Просмотр видеофильма «Посещение зоопарка, выставки животных»
Опыт: «Очистка грязной воды».
Настольно-печатные игры: «Кто где?», «Кто спрятался?», «Кто что ест?», «Назови жилище».
Взаимодействия с семьями детей.
Семейный макет Байкала.
Изготовление родителями из бересты
Животных Приангарья (в дальнейшем, настольный театр для разных сказок).
Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о диких животных; привлечь к изготовлению книжек – малышек о растениях и животных леса.