Наталья Шамова
Конспект занятия по приобщению дошкольников к народным праздникам «Федот Ледостав»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Федот Ледостав»
По народному календарю праздник 20 ноября – день Федота Ледостава
Цель. Создание условий, раскрывающих потенциал дошкольников, на основе приобщения детей к народным праздникам. Выявление свойств льда через экспериментирование.
Публикация «Конспект занятия по приобщению дошкольников к народным праздникам „Федот Ледостав“» размещена в разделах
- Безопасность на воде зимой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал: модель термометра, контейнеры для воды по количеству детей, стеклянная банка, молоточек, разносы, гуашь, кисти, соль в ёмкостях, веточки, камешки, стаканчики с водой; МР3запись спокойных мелодий, колокольчик.
Задачи:
- образовательные:
• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
• формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду и т. п.
- развивающие:
• развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать;
• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;
• развивать умения детей делать выводы в ходе экспериментирования, поддерживать у детей желание экспериментировать;
• совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- воспитательные:
• воспитывать умение работать самостоятельно;
• воспитывать навыки безопасного поведения в гололёд.
Ход:
Воспитатель. По народному календарю 20 ноября – праздник Федота Ледостава.
А как вы думаете, что обозначает слово: ледостав?
(Выслушиваются ответы детей.)
Народное прозвание – Ледостав – этот день получил оттого, что уже становились, замерзали реки и прочие водоемы, хозяева дворов чинили и убирали до тепла летние снасти – скоро можно было начинать лов подлёдный.
По тому, как устанавливается лёд, гадали о будущем урожае: «Если лёд грудами — то и хлеба будут груды.
Если гладко — то и хлеба будет гладко».
Снегопад на Ледостав предвещал зиму богатую снегами, а безветрие предвещало мороз.
Ребятки, кто из вас знает про день Федота Ледостава приметы и поверья нам расскажет:
(Дети рассказывают)
• Снегопад в этот день – к снежной зиме.
• На небе много звезд – к холодам.
• Если звезд практически не видно, то снег пойдёт.
• Если в небе кружат стаи ворон и галок, то выпадет снег.
• Если птицы сидят на ветках деревьев, то будет ветреная и морозная погода.
Воспитатель. Вы, наверное, ребята, заметили, как похолодало на улице, мы все стали теплее одеваться. Вы должно быть, слышали, как по телевизору или радио сообщают прогноз погоды? Когда говорят: «Минус десять градусов» или «Минус пятнадцать градусов?», что это значит?
Дети отвечают.
Уже давно один учёный предложил взять за ноль градусов температуру, при которой замерзает вода. Температуру же всего, что холоднее замерзшей воды, обозначать со знаком «минус», а что теплее – со знаком «плюс». (Показывает детям модель термометра.)
Давайте посмотрим, что происходит с водой, когда она замерзает.
(Приносит стеклянную банку со льдом.) В этот прозрачный сосуд мы с вами на прогулке налили воду до отмеченного уровня. Сосуд выставили за окно на несколько часов. Вода в сосуде замерзла. Дети делают вывод: превратившись в лёд, вода увеличилась в объёме.
Давайте выясним свойства льда.
Костя, выходи и опыт провести мне помоги.
(Приносит блюдце с кусочками льда. Демонстрирует опыты с ним.) На ощупь он холодный, скользкий, гладкий. (Предлагает потрогать лёд.) Бросаем в воду лё д и видим: он не тонет. Если молотком ударить по льду, он разлетится на мелкие кусочки, значит, лёд хрупкий. В тепле он тает, через него проникает свет. Дети делают вывод: лёд прозрачный.
Ребятки, скорее помогите, загадки расскажите:
(Дети загадывают.)
Я вода, да по воде же и плаваю.
(Лёд.)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рождён,
Сам её рождает.
(Лёд, вода.)
Воспитатель. Ледостав - прочный неподвижный ледяной покров на водной поверхности. Лё д используется при проведении активного отдыха и развлечений: катание на коньках, санях, лыжах, проведение походов, соревнований, спортивных и подвижных игр, рыбной ловли. Правила безопасности на льду… Это связано с возможностью падения человека в результате скольжения и получения травмы, неожиданного переламывания льда и попадания в холодную воду или под лёд, в прорубь, трещину, отрыв прибрежных льдов, переохлаждение в случае длительного пребывания на льду в холодную погоду.
Ребенок 1:
На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Безответственно очень!
Ребенок 2:
Водоё мы опасны:
Может лёд провалиться,
И спасать вас напрасно
Вся округа примчится…
Ребенок 3:
Ведь почти невозможно
К полынье подобраться –
Из воды будет сложно
Вас вытаскивать, братцы…
Воспитатель. Ребята, в старину не было ледовых дворцов, люди с нетерпением ждали, когда на реках и озёрах станет прочный крепкий лёд, на котором происходили народные гулянья-забавы. Что могли делать люди?
Выслушиваются ответы детей.
А вы хотите на импровизированном, как будто ледяном водоёме поиграть?
Дети: Да!
Тогда вокруг себя повернись и на озере, покрытом льдом очутись.
Звучит музыка. Дети двигаются под музыку. Имитируют скольжение и разные движения.
Воспитатель. Теперь предлагаю самим за льдом понаблюдать, а потом нам об изменениях с ним рассказать.
Детям предлагается разделиться и подойти к столам, где находятся ледяные формы. На общем столе предложены гуашь, кисти, соль в ёмкостях, веточки, камешки.
Звучит музыка. Дети экспериментируют.
Воспитатель. Колокольчик звенит, о наблюдениях своих велит говорить. Что интересного вы заметили? У кого были трудности и в чем, с нами поделись!
Выслушиваются ответы детей. Дети делятся своими впечатлениями, в частности о том, что лед тает от соли, проминается от тяжести камня и т. п.