Людмила Мурашкина
По дороге в детский сад. Советы родителям по ознакомлению детей с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
По дороге в детский сад. И не только…
(Советы родителям по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности.)
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Особенно если выйти пораньше и идти чуть подольше. Можно поговорить, каким будет день и куда бежит рыжая собака, можно выучить стишок или загадывать загадки, поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на деревьях. А можно легко и непринужденно знакомить ребенка с правилами безопасности.
Публикация «По дороге в детский сад, Советы родителям по ознакомлению детей с ПДД» размещена в разделах
ВАРИАНТ 1. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ. Дети по утрам любят ходить неторопливо, по-хозяйски оглядывая слегка изменившийся за ночь мир. У них совсем иной отсчет времени, и то, что для нас всего лишь дорога, в детском воображении может превратиться в большое путешествие. Скажите ребенку, что сегодня вы – исследователи (туристы, путешественники, экстрималы) и ваша задача – невредимыми добраться до намеченной цели. А значит, вам надо быть очень бдительными: разглядеть-заметить-преодолеть все опасности, все ловушки и капканы, которые встретятся по пути. Такая игра мигом разбудят детское воображение, и ребенок будет уже не просто шагать рядом (и глядеть по сторонам,но и думать,охотно отвечать на ваши вопросы. задавать свои. Вы можете распределить роли: малыш-опытный путешественник, а вы новичок. Новички ничего толком не знают и вечно все путают. За ними нужен глаз да глаз! Малыш с удовольствием возьмет над вами шефство, будет предупреждать, следить, опекать. Он почувствует себя важным и нужным человеком, без которого вам в пути не обойтись ( а это и приятно и полезно: учиться отвечать за кого-то).Когда надо переходить дорогу,»по ошибке» вы направитесь не к «зебре»(или подземному переходу,попытаетесь обойти автобус спереди, а трамвай сзади. Если ребенок присоединяется к вашим глупостям, то вы теперь точно знаете, на что обратить внимание в ближайшее время, изучая технику безопасности. Вы можете идти совсем другой дорогой, непривычной (прокладывать новый маршрут). Ребенок поучится ориентироваться в пространстве, искать знакомые ориентиры, останавливаться и наблюдать, чтобы не заблудиться. (По дороге из детского сада делать это еще полезнее: ребенок должен знать дорогу к дому, причем не одну.) А если вы еще и назначите его главным в вашей связке, а сами превратитесь в новичка, в первый раз идущего этим маршрутом, обучение и закрепление правил безопасности пойдет еще быстрее.
ВАРИАНТ 2. СИТУАТИВНЫЙ. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы выучить или повторить с ребенком всевозможные правила безопасности. Все сразу правила выучить и повторять, конечно, не стоит, действуйте по ситуации. Вот бежит собачка- ВЫ ВСПОМНИЛИ, ОБСУДИЛИ, ПОВТОРИЛИ, Можно ли гладить чужую, незнакомую собаку, а, тем более, махать палкой перед ее носом. Проходите мимо неизвестной огромной лужи - измерьте палочкой ее глубину. Смотри, под водой какая глубокая яма, просто провалиться можно!. Подошли к дороге : «Дай мне руку, я что-то забыла, как надо через дорогу переходить…» Малыш увидел на доме знакомую цифру: «Четыре!»_ кричит. «Правильно, а у нас какой номер дома? А улица как называется?.» Детвора- народ импульсивный, воспользуйтесь и этим. Вы идете через скверик, и ребенок вдруг делает скачек в сторону и лезет на дерево. Причем не обращает внимания, что нижние ветки подозрительно тонкие или сухие. Вместо того чтобы кричать «нельзя! ты куда полез!»- Уцепитесь сами за сухую ветку. Пусть полюбуется, как она сломается, как вы рухните на землю. И пусть это будет немножко понарошку, но маленький человек увидит наглядно, чем опасны сухие и тонкие ветки, почему сначала надо подумать, как себя подстраховать. Не старайтесь сделать и выучить все сразу. Если малышу надоела ваша игра – не навязывайте. Каждый дкнь, понемногу «цепляясь» за случай – и результаты не заставят себя долго ждать. Играйте. Обращайте внимание на то, что ребенок НЕ знает. Чтоб поупражняться в следующий раз.
Что необходимо знать ребенку-путешественнику:
- свой адрес;
- домашний номер телефона;
- номера телефонов мамы и папы;
- как переходить дорогу;
- как не свалиться в яму и как преодолевать другие препятствия;
- как позвать на помощь.
Почему нельзя:
- садиться в машину без родителей;
- пойти с незнакомым человеком;
- брать у незнакомцев угощение;
- ходить по безлюдной дороге, даже если это ближе чем в обход.
Чем опасны:
- канализационные люки;
- железные заборы с острыми пиками наверху;
- стройки;
- бомжи, алкоголики и другие сомнительные люди;
- темные улицы;
- вода подо льдом.
Как вести себя:
- при встрече с животными;
- если ты потерялся;
- к кому можно обратиться и к кому нельзя (не к любому прохожему! подойти к ларьку, где несколько продавцов, к милиционеру);
- когда к тебе пристают ( надо кричать: «Нет, ты не мой папа (сестра, мама, брат, дедушка!», «Не трогай меня, ты чужой. я с тобой не пойду!».
Этот список вы можете дополнять и расширять. Вы можете завести тетрадь (или файл в компьютере) и отмечать в ней, что пройдено, что повторено, что еще предстоит узнать.
Как вы уже поняли, так можно играть (и заниматься) не только по дороге в детский сад, а в любое время.
Отправляясь в большое путешествие в неизвестное место, вам надо договориться:
1. Если потерялся (в большом магазине, например, стой на месте и жди: я тебя обязательно найду. С ребенком постарше вы можете заранее решить, где вам встретиться, если вдруг потеряетесь. Просто, входя в магазин (или в кинотеатр, или в торговый, игровой центр, обратите внимание: Вот главный вход, у этих дверей… Посмотри – в центре зала фонтан, если что – жди меня здесь…
2. 2. Не верь, если незнакомый человек скажет: «Пойдем со мной, вон там тебя мама ждет, я отведу…» - с ним можно пойти? А если скажет, что мама велела?
Проигрывайте заранее разные ситуации, в которые может попасть ребенок. Вооруженный таким опытом, он не испугается, не растеряется. Он сможет вести себя грамотно.
Давно замечено: чем больше вариантов неприятностей проиграно – тем меньше встретится их в жизни ребенка.
Так просто сделать эти правила интересными:
- вместе сочинить «песенку безопасности»;
- сделать так, чтоб он сам эти правила внушал маме;
- попросить его повторить эти правила кому-нибудь из младших соседей;
- нарисовать картинки-правила и повесить их на холодильнике;
- и многое-многое другое, что способны придумать родитель вместе с ребенком.