Лучший педагог года

По дороге к Азбуке

Светлана Паздникова
По дороге к Азбуке
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка - это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами»

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, и, наверное, наиболее значимое, нарушает процесс социальной адаптации.

Публикация «По дороге к Азбуке» размещена в разделах

Для создания учебной мотивации, эмоционально окрашивания обучение построено в виде игр и игр-сказок. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Основная цель – обучение детей грамоте.

Задачи

1. Формирование сенсомоторного восприятия.

2. Формирование правильного положения органов артикуляции.

3. Формирование навыка употребления в речи грамматических категорий.

4. Активизация и обогащение словаря, развитие связной речи.

5. Способствовать эмоциональному развитию, обучать выразительной мимике

6. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

7. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников с целью дальнейшей успешной социализации.

Особое внимание в этой работе уделяется сенсомоторному воспитанию. Ведь каждому ребенку. Как известно, надо самому потрогать, пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Но не каждый посмотрит и разглядит, послушает и услышит. Поэтому развитие внимательности начинается с внимания к своим ощущениям.

Игра «Театр пальчиков и языка»

Цель: привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлять этими движениями.

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые.

Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

4. У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

5. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

6. Грибы растут.

Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".

7. Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".

8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.

9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Игра «Сценки почти без слов»

Цель: развитие фонематического слуха; обучение интонационному оформлению фразы, свободы движений, мимике.

В «Сценках почти без слов» привлекается внимание детей к гласным звукам. Речевой материал – междометия, звукоподражания, отдельные короткие слова. В каждом тексте ведущим является определенный гласный, игровое название которого – дежурный звук. Я предлагаю вам разыграть одну сценку.

Авва и Альфа. Сегодня у нас дежурный звук А. Жила-была маленькая собачка. Она любила прыгать, бегать и весело лаять «Ав! Ав!». Её кличка начинается со звука А. Угадайте. (Авва). Одной Авве играть скучно. Она пошла искать друга. Увидела незнакомый домик и стала лаять. На лай из домика выбежала любопытная обезьянка. Её кличка тоже начиналась на звук А. (предлагают) Авва увидела Альфу обрадовалась и стала весело махать хвостом и лаять «Ав!» Что значит на собачьем языке «давай поиграем». Обезьяна раньше не видела собак и сначала удивилась «А?». потом решила отогнать Авву от своего домика, оскалила зубы и даже хотела укусить «Ам!». Авва отбежала в сторону и обиженно грустно залаяла «Ав.», что значит «Эх ты, я хотела с тобой дружить, а ты кусаешься!» Альфа стала прыгать возле домика, размахивать всеми четырьмя руками и взволнованно восклицать «Ах! Ах!». Быть бы беде, поссорились бы Альфа и Авва, но тут пришла дружелюбная буква А, она посмотрела на Авву, потом на Альфу и сразу все поняла «Ай-ай-ай!»- укоризненно покачав головой сказала буква А. буква А познакомила их: «Это –Авва, это- Альфа». Собака протянула лапу и тявкнула «Авва», обезьянка протянула руку и сказала «Альфа»

Для обучения звуко-буквенному анализу предлагаются две сказки-игры про Звукоград и Буквоград.

Путешествуя по придуманным улицам и переулкам, дети знакомятся со всей фонетико-фонематической системой русского языка.

Сказка «Златоустия», продолжающая сказку «Буквоград», помогает дифференцировать гласные – согласные звуки, согласные – по твердости и мягкости, звонкости и глухости и другим артикуляционным характеристикам.

Игра «Из Слогандии в Словандию»

организует синтез слов из слогов и букв.

Цель: показать детям структуру слова, научить составлять слова из слогов и отдельных букв; помочь ощутить последовательность звуков и букв в слове.

Слогандия Пограничная полоса Словандия

ба тон

бо к

бу ба

с

ль

лка

сы

л

Игры с Буквоедом вносят свою занимательность, направляют внимание детей на смыслоразличительные фонемы, заставляют задуматься над значением слов. Названия сюжетов условны и определяются целью педагога: такие названия как «Спаси слово» или «Угадай слово». Путешествуя из Слогандии в Словандию, спасая слова от Буквоеда, дети используют цвет и форму букв, характерные для жителей Буквограда. Эти сюжеты активизируют деятельность ребенка при анализе слова и слога, при синтезе слова из слогов, основываясь на моторных, тактильных, зрительных и слуховых ощущениях. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится дошкольниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает детям входить в страну знаний.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Мы на дороге»Фотоотчёт «Мы на дороге» Карлсон старшей группе №1 и старшей группе №2 прислал письмо:» Дорогие друзья! Приглашаю Вас в гости, но будьте осторожны, Вам предстоит.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект проведения НОД по курсу «По дороге к Азбуке» в подготовительной группе на тему «Веселые задания из Простоквашино» Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, распознавать звуки на слух; - учить отвечать.

Консультация для родителей «Безопасность на дороге!» После того как ваш ребёнок научился ходить рамки его мира значительно расширяются. Выйдя из квартиры, он попадает в родной двор, потом на.

Консультация для родителей «Опасность на дороге» Ребенок в силу своих возрастных особенностей не всегда способен оценить обстановку и представить опасность. Своевременно формируйте у него.

О дороге и кукле-обереге ПодорожницеО дороге и кукле-обереге Подорожнице Дороги, дороги, лесами, поселками, Вдоль них тополя и поля. Широкими трассами и узкими тропками Опутана всюду земля. Дороги расходятся,.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

По дороге на мореПо дороге на море Отпуск – как это здорово! Как бы ты не любил профессию, каждому человеку нужен, просто необходим отдых, даже от любимого дела. И как.

Презентация «Проект по ПДД «Безопасность на дороге» Проект по ПДД «Безопасность на дороге». Старшая группа. Учитывая неутешительную статистику о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Спектакль «По дороге к теремку» Видео Уважаемые коллеги! Хочу представить вам видео спектакля " По дороге к теремку" Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
По дороге к Азбуке
Опубликовано: 11 января 2020 в 23:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «По дороге к Азбуке» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Паздникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД