Папки-передвижки

По дороге к Азбуке

Светлана Паздникова
По дороге к Азбуке

«Сказка - это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами»

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, и, наверное, наиболее значимое, нарушает процесс социальной адаптации.

Публикация «По дороге к Азбуке» размещена в разделах

Для создания учебной мотивации, эмоционально окрашивания обучение построено в виде игр и игр-сказок. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Основная цель – обучение детей грамоте.

Задачи

1. Формирование сенсомоторного восприятия.

2. Формирование правильного положения органов артикуляции.

3. Формирование навыка употребления в речи грамматических категорий.

4. Активизация и обогащение словаря, развитие связной речи.

5. Способствовать эмоциональному развитию, обучать выразительной мимике

6. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

7. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников с целью дальнейшей успешной социализации.

Особое внимание в этой работе уделяется сенсомоторному воспитанию. Ведь каждому ребенку. Как известно, надо самому потрогать, пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Но не каждый посмотрит и разглядит, послушает и услышит. Поэтому развитие внимательности начинается с внимания к своим ощущениям.

Игра «Театр пальчиков и языка»

Цель: привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлять этими движениями.

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые.

Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

4. У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

5. Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

6. Грибы растут.

Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".

7. Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".

8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.

9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Игра «Сценки почти без слов»

Цель: развитие фонематического слуха; обучение интонационному оформлению фразы, свободы движений, мимике.

В «Сценках почти без слов» привлекается внимание детей к гласным звукам. Речевой материал – междометия, звукоподражания, отдельные короткие слова. В каждом тексте ведущим является определенный гласный, игровое название которого – дежурный звук. Я предлагаю вам разыграть одну сценку.

Авва и Альфа. Сегодня у нас дежурный звук А. Жила-была маленькая собачка. Она любила прыгать, бегать и весело лаять «Ав! Ав!». Её кличка начинается со звука А. Угадайте. (Авва). Одной Авве играть скучно. Она пошла искать друга. Увидела незнакомый домик и стала лаять. На лай из домика выбежала любопытная обезьянка. Её кличка тоже начиналась на звук А. (предлагают) Авва увидела Альфу обрадовалась и стала весело махать хвостом и лаять «Ав!» Что значит на собачьем языке «давай поиграем». Обезьяна раньше не видела собак и сначала удивилась «А?». потом решила отогнать Авву от своего домика, оскалила зубы и даже хотела укусить «Ам!». Авва отбежала в сторону и обиженно грустно залаяла «Ав.», что значит «Эх ты, я хотела с тобой дружить, а ты кусаешься!» Альфа стала прыгать возле домика, размахивать всеми четырьмя руками и взволнованно восклицать «Ах! Ах!». Быть бы беде, поссорились бы Альфа и Авва, но тут пришла дружелюбная буква А, она посмотрела на Авву, потом на Альфу и сразу все поняла «Ай-ай-ай!»- укоризненно покачав головой сказала буква А. буква А познакомила их: «Это –Авва, это- Альфа». Собака протянула лапу и тявкнула «Авва», обезьянка протянула руку и сказала «Альфа»

Для обучения звуко-буквенному анализу предлагаются две сказки-игры про Звукоград и Буквоград.

Путешествуя по придуманным улицам и переулкам, дети знакомятся со всей фонетико-фонематической системой русского языка.

Сказка «Златоустия», продолжающая сказку «Буквоград», помогает дифференцировать гласные – согласные звуки, согласные – по твердости и мягкости, звонкости и глухости и другим артикуляционным характеристикам.

Игра «Из Слогандии в Словандию»

организует синтез слов из слогов и букв.

Цель: показать детям структуру слова, научить составлять слова из слогов и отдельных букв; помочь ощутить последовательность звуков и букв в слове.

Слогандия Пограничная полоса Словандия

ба тон

бо к

бу ба

с

ль

лка

сы

л

Игры с Буквоедом вносят свою занимательность, направляют внимание детей на смыслоразличительные фонемы, заставляют задуматься над значением слов. Названия сюжетов условны и определяются целью педагога: такие названия как «Спаси слово» или «Угадай слово». Путешествуя из Слогандии в Словандию, спасая слова от Буквоеда, дети используют цвет и форму букв, характерные для жителей Буквограда. Эти сюжеты активизируют деятельность ребенка при анализе слова и слога, при синтезе слова из слогов, основываясь на моторных, тактильных, зрительных и слуховых ощущениях. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится дошкольниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает детям входить в страну знаний.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Мы на дороге»Фотоотчёт «Мы на дороге» Карлсон старшей группе №1 и старшей группе №2 прислал письмо:» Дорогие друзья! Приглашаю Вас в гости, но будьте осторожны, Вам предстоит.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект проведения НОД по курсу «По дороге к Азбуке» в подготовительной группе на тему «Веселые задания из Простоквашино» Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, распознавать звуки на слух; - учить отвечать.

Консультация для родителей «Безопасность на дороге!» После того как ваш ребёнок научился ходить рамки его мира значительно расширяются. Выйдя из квартиры, он попадает в родной двор, потом на.

Консультация для родителей «Опасность на дороге» Ребенок в силу своих возрастных особенностей не всегда способен оценить обстановку и представить опасность. Своевременно формируйте у него.

О дороге и кукле-обереге ПодорожницеО дороге и кукле-обереге Подорожнице Дороги, дороги, лесами, поселками, Вдоль них тополя и поля. Широкими трассами и узкими тропками Опутана всюду земля. Дороги расходятся,.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

По дороге на мореПо дороге на море Отпуск – как это здорово! Как бы ты не любил профессию, каждому человеку нужен, просто необходим отдых, даже от любимого дела. И как.

Презентация «Проект по ПДД «Безопасность на дороге» Проект по ПДД «Безопасность на дороге». Старшая группа. Учитывая неутешительную статистику о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Спектакль «По дороге к теремку» Видео Уважаемые коллеги! Хочу представить вам видео спектакля " По дороге к теремку" Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
По дороге к Азбуке
Опубликовано: 11 января 2020 в 23:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД