Светлана Паздникова
По дороге к Азбуке
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка - это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами»
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, и, наверное, наиболее значимое, нарушает процесс социальной адаптации.
Публикация «По дороге к Азбуке» размещена в разделах
Для создания учебной мотивации, эмоционально окрашивания обучение построено в виде игр и игр-сказок. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Основная цель – обучение детей грамоте.
Задачи
1. Формирование сенсомоторного восприятия.
2. Формирование правильного положения органов артикуляции.
3. Формирование навыка употребления в речи грамматических категорий.
4. Активизация и обогащение словаря, развитие связной речи.
5. Способствовать эмоциональному развитию, обучать выразительной мимике
6. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
7. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников с целью дальнейшей успешной социализации.
Особое внимание в этой работе уделяется сенсомоторному воспитанию. Ведь каждому ребенку. Как известно, надо самому потрогать, пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Но не каждый посмотрит и разглядит, послушает и услышит. Поэтому развитие внимательности начинается с внимания к своим ощущениям.
Игра «Театр пальчиков и языка»
Цель: привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлять этими движениями.
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
4. У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
5. Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
6. Грибы растут.
Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
7. Соберем грибы в корзины.
Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
10. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Игра «Сценки почти без слов»
Цель: развитие фонематического слуха; обучение интонационному оформлению фразы, свободы движений, мимике.
В «Сценках почти без слов» привлекается внимание детей к гласным звукам. Речевой материал – междометия, звукоподражания, отдельные короткие слова. В каждом тексте ведущим является определенный гласный, игровое название которого – дежурный звук. Я предлагаю вам разыграть одну сценку.
Авва и Альфа. Сегодня у нас дежурный звук А. Жила-была маленькая собачка. Она любила прыгать, бегать и весело лаять «Ав! Ав!». Её кличка начинается со звука А. Угадайте. (Авва). Одной Авве играть скучно. Она пошла искать друга. Увидела незнакомый домик и стала лаять. На лай из домика выбежала любопытная обезьянка. Её кличка тоже начиналась на звук А. (предлагают) Авва увидела Альфу обрадовалась и стала весело махать хвостом и лаять «Ав!» Что значит на собачьем языке «давай поиграем». Обезьяна раньше не видела собак и сначала удивилась «А?». потом решила отогнать Авву от своего домика, оскалила зубы и даже хотела укусить «Ам!». Авва отбежала в сторону и обиженно грустно залаяла «Ав.», что значит «Эх ты, я хотела с тобой дружить, а ты кусаешься!» Альфа стала прыгать возле домика, размахивать всеми четырьмя руками и взволнованно восклицать «Ах! Ах!». Быть бы беде, поссорились бы Альфа и Авва, но тут пришла дружелюбная буква А, она посмотрела на Авву, потом на Альфу и сразу все поняла «Ай-ай-ай!»- укоризненно покачав головой сказала буква А. буква А познакомила их: «Это –Авва, это- Альфа». Собака протянула лапу и тявкнула «Авва», обезьянка протянула руку и сказала «Альфа»
Для обучения звуко-буквенному анализу предлагаются две сказки-игры про Звукоград и Буквоград.
Путешествуя по придуманным улицам и переулкам, дети знакомятся со всей фонетико-фонематической системой русского языка.
Сказка «Златоустия», продолжающая сказку «Буквоград», помогает дифференцировать гласные – согласные звуки, согласные – по твердости и мягкости, звонкости и глухости и другим артикуляционным характеристикам.
Игра «Из Слогандии в Словандию»
организует синтез слов из слогов и букв.
Цель: показать детям структуру слова, научить составлять слова из слогов и отдельных букв; помочь ощутить последовательность звуков и букв в слове.
Слогандия Пограничная полоса Словандия
ба тон
бо к
бу ба
с
ль
лка
сы
л
Игры с Буквоедом вносят свою занимательность, направляют внимание детей на смыслоразличительные фонемы, заставляют задуматься над значением слов. Названия сюжетов условны и определяются целью педагога: такие названия как «Спаси слово» или «Угадай слово». Путешествуя из Слогандии в Словандию, спасая слова от Буквоеда, дети используют цвет и форму букв, характерные для жителей Буквограда. Эти сюжеты активизируют деятельность ребенка при анализе слова и слога, при синтезе слова из слогов, основываясь на моторных, тактильных, зрительных и слуховых ощущениях. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится дошкольниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает детям входить в страну знаний.