Ирина Калашникова
Плавание как средство развития двигательных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКА
Многие иследователи доказывают, что основой всестороннего развития ребенка является физическое воспитание, направленное на формирование основных жизненно важных двигательных навыков. Плавательные упражнения с дошкольниками не только формируют новые двигательные навыки, но и успешно развивают двигательно-координационные способности, которые необходимы в различных жизненных ситуациях и в занятиях физическими упражнениями.
Публикация «Плавание как средство развития двигательных способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
При освоении навыка плавания у детей возникает много трудностей, и связаны они с выполнением движений в горизонтальном положении, в условиях относительной невесомости, с отсутствием твердой опроры и перестройкой ритма дыхания.
На освоение навыка плавания влияют много различных факторов. К примеру, водобоязнь. Многие дети бояться чуждой и непривычной среды для них, что припятствует освоение с водой. Отсутствие опоры у занимающихся создает определенные психологические трудности на первых этапах обучения. Необходимо использовать сюжетно-ролевую деятельность, индивидуальный подход, что позволяет в дальнейшем эффективно тренировать двигательную деятельность в более сложных условиях, ускорять темп прогесса в освоении плавательных умений.
Освоение навыка плавания зависит и от уровня физической подготовленности занимающихся. Физически слабые дети очень быстро устают в специфической среде, следовательно, им становится намного сложнее выполнять заданные упражнения.
В настоящее время существует несколько авторских методик по обучению плаванию детей дошкольного возраста : Т. И. Осокина, В. С. Васильев, Бережная Г. В. и др., которыми пользуются инструкторы по плаванию.
Для повышения физических качаств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений) разрабатываются специальные плавательные и игровые упражнения, подвижные игры. Подбирается разнообразный плавательный инвентарь, помогающий ребенку более уверенно чуствовать себя в водной среде и принимать правильное положение на воде.
По мнению с Л. Ф Ефремеевой, доказано, что развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием плавательных навыков. проявление силы у дошкольника обуславливается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, а плавательные упражнения увеличивают силу мышц ребенка. [3]
Поэтому вначале обучения плавательные упражнения должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и позвоночника, которые выполняют роль опоры, с плавательными средствами и в скольжении на воде. Тщательный отбор плавательных упражнений (для отдельных мышечных групп) предусматривает кратковременное скоростно-силове напряжение.
Выносливость у дошкольников определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А. Н. Крестовников). У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость к продолжительной работе умеренной мощности, интенсивности, повышающей функцию основных систем организма. Поэтому постепенно увеличивается продолжительность занятий; объем и дозировка плавательных упражнений; длина дистанции; количество отрезков; вариативность интенсивности выполнения заданий.
Развитие ловкости у дошкольников происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. В плавании ловкость дает возможность правильно управлять своими движениями в водной среде. Необходимо удерживать тело в горизонтальном положении, согласованно координировать движения рук с ногами и выдохом в воду. Для воспитания ловкости используются различные плавательные упражнения : повороты и кувырки в воде, изменение направления движения, разноименные движения руками, согласование движений рук и ног. Для совершенствования ловкости используются задания на лучшее выполнение упражнений и в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. чем больше у ребенка накапливается двигательных плавательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется такое физическое качество, как ловкость.
Быстрота у дошкольника определяетс скоротью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся циклов. Для развития скоростных качеств используются упражнения в чередовании быстрым и медленным темпом проплывания отдельных дистанций разными способами. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет правильно ориентироваться ребенку в водной среде. [1].
Таким образом внедрение комплексов специальных плавательных упражнений и игр в занятия по плаванию дошкольников способствеут повышению двигательной подготовленности и развитию физических качеств.
Следовательно, чем выше степень согласованности в движениях и возможность управлять различными частями тела в непривычных условиях, тем эффективнее и быстрее идет формирование навыка сложно координацинных двигательных действий, таких, как плавание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. физкультура и спорт. 2006. - 17с.
2. Гончар, И. Л. Технология обучения плаванию : Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / И. Л. Гончар. - М. : СпортАкадемПресс, 2002.-271 с. ;
3. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плавнию детей дошкольного возраста и младшего возраста: методическое пособие. санкт-Петербург: "Детсво - пресс", 2005.-43с.
4. Чертов, Н. В. Теория и методика плавания /Н. В. Чертов // Южный федеральный университет. - Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2011.- 451с.