Марина Фискевич
Планы занятий по изодеятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(программа от рождения до школы)
Сентябрь. Занятие 1. Лепка «Грибы»
Программное содержание. Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.
Методика проведения занятия.
Публикация «Планы занятий по изодеятельности в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что нам принесло лето. Названное детьми можно дополнить; спросить, кто из ребят ходил летом с родителями в лес собирать грибы, какие грибы они видели и собирали, какие грибы знают.
Вспомнить, какие грибы дети находили летом (белые, подберезовики, сыроежки и др.).
Показать детям картинки с изображением грибов (или муляжи). Уточнить форму шляпок, ножек; обратить внимание детей на их характерные особенности. Спросить о различии одних и тех же частей у разных грибов.
Далее уточнить вместе с детьми приемы лепки. Показать, как нужно лепить шляпку сыроежки (раскатать шар, сплющить его в диск, слегка вмять серединку диска (у молодой сыроежки шляпка выпукло-округлая).
В процессе работы обращать внимание детей на действия обеими руками и пальцами.
Вызывать у ребят желание добиваться получения характерной формы.
По окончании занятия все работы рассмотреть, подчеркнуть разнообразие решений, передачу характерных особенностей формы шляпок и ножек грибов. Предложить детям выбрать наиболее интересные изображения, отметить их выразительность.
Материалы. Картинки с изображением грибов (или муляжи). Глина, доска для лепки (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседа о лете, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, разговоры о походах в лес за грибами.
Сентябрь. Занятие 1.. Рисование «Картинка про лето»
Программное содержание. Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные, кусты, цветы.
Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава, и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми летние впечатления; уточнить, что они видели в лесу, в поле (разнообразные деревья, кустарники, цветы). Предложить прочитать стихи о лете, а затем нарисовать картинки про лето. Спросить у детей, с чего они начнут рисовать (с полосы травы). Показать (сначала предложить это сделать детям, как по разному можно изображать траву (слитной линией, короткими мазками, прямыми и наклонными длинными мазками, стволы разных деревьев. Поощрять более полное выражение впечатлений.
В конце занятия рассмотреть все рисунки. Предложить ребятам выбрать наиболее интересные картины лета и рассказать о выбранных рисунках, давая им образную характеристику.
Материалы. Картинки, на которых изображено лето (иллюстрации из детских книг, цветные фотографии, репродукции картин). Гуашь, листы светло-голубой, светло-желтой или светло-серой бумаги размером больше альбомного листа, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы с детьми о лете; о том, какой труд взрослых они наблюдали, как сами трудились, что им больше всего понравилось. Пение песен о лете, чтение стихотворений; рассматривание картин, иллюстраций.
Сентябрь. Занятие 1. Аппликация
«На лесной полянке выросли грибы»
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.
Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми о сборе грибов, о том, как они недавно лепили грибы. Уточнить форму шляпок, ножек (используя обследование картинок, игрушек). Спросить у детей о приемах вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать (вызвать для показа детей) прием закругления углов у прямоугольника с целью вырезывания шляпок, ножек. Показать, как, закругляя углы, можно вырезать
шляпку из треугольника (мухомор). Обращать внимание на то, чтобы дети использовали правильные приемы работы ножницами и аккуратного
наклеивания.
Когда дети вырежут и наклеят грибы, показать им, как можно от неширокой полосу аккуратно пальчиками оторвать маленькие кусочки, полоски для изображения травки, мха.
Поощрять создание нескольких изображений (больших и маленьких грибов, красивое расположение их на листе.
Материалы. Картинки с изображением разных грибов. Бумага разных цветов для грибов, 1/2 альбомного листа для наклеивания изображений (желательно использовать бумагу зеленого цвета – получится полянка, неширокие полоски бумаги зеленого цвета, ножницы, клей, салфетка, клееночки (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседы о летних занятиях и развлечениях. Лепка грибов. Рассматривание иллюстраций в книгах, художественных открыток.
Сентябрь. Занятие 2. Рисование «Знакомство с акварелью»
Программное содержание. Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).
Методика проведения занятия. Показать детям акварельные краски; сказать, как они называются. Объяснить, что, прежде чем рисовать, краски надо смочить водой. Показать, как это нужно делать (обмакивать кисть в чистую воду и стряхивать капли на краски, не касаясь их ворсом кисти, иначе можно запачкать краски); научить пробовать цвет краски на палитре, а затем, добавляя воду, получать все более светлый тон. Предложить детям проделать все это самостоятельно, а затем нарисовать (способом примакивания) листочки разных оттенков зеленого и какого-либо другого цвета на белом листе бумаги или зеленые и какого-
либо другого цвета полосочки и т. п.
В заключение уточнить знания детей об акварельных красках и их использовании. Рассмотреть рисунки, уточняя, полосочки каких цветов и оттенков нарисовали дети. Из листочков с нарисованными полосочками можно составить коврик и полюбоваться получившимся красивым ковриком.
Материалы. Акварельные краски, палитры, белая бумага размером 1/2 альбомного листа, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Сентябрь. Занятие 3. Рисование «Космея»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько цветков космеи,
уточнить (активизируя детей) форму, цвет лепестков и листьев. В процесс рассматривания включить обведение лепестков пальчиками обеих рук для развития мелкой моторики и передачи формы в рисунке.
Показать детям акварельные краски, напомнить, как они называются, каковы их особенности, как следует подготовить их к рисованию, как получить нужный цвет и его оттенки на палитре. Подчеркнуть необходимость тщательно промывать кисть.
Материалы. Цветы космеи 2–3 оттенков красного (малинового, бордового) цвета.
Белая бумага размером 1/2 альбомного листа, акварельные краски, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание цветов на
клумбе, в букете, в иллюстрациях. Знакомство с оттенками разных цветов во время наблюдений. Сравнение разных предметов по цветам и оттенкам в дидактических играх, при рассматривании иллюстрации.
Сентябрь. Занятие 2. Лепка
«Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал, находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.
Методика проведения занятия. Предложить детям назвать овощи и фрукты, которые они знают, определить их форму. По мере называния выставлять на стол или на мольберт овощи и фрукты, муляжи или картинки. Спрашивая детей, уточнить приемы лепки. Сказать, что каждый ребенок будет лепить не менее 2–3 разных овощей или фруктов для игры в магазин, их должно быть много.
Материалы. Глина, доски для лепки, стеки. Овощи (муляжи, картинки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на огороде в детском саду за ростом овощей, их уборкой по мере поспевания. Чтение книг, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Какого овоща не стало» и др.
Сентябрь. Занятие 4. Рисование «Укрась платочек ромашками»
Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.
Методика проведения занятия. Показать детям квадратный лист бумаги любого
цвета светлого тона. Сказать, что у каждого ребенка на столе лежит такой «платочек», который нужно украсить цветами. Объяснить, что украшать нужно середину и уголки (спросить, где они находятся). Показать, как нарисовать цветок способом примакивания, располагая лепестки симметрично: вверху над
серединкой, внизу напротив, затем слева и напротив справа, а потом между ними. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала найти середину квадрата, отметить ее капелькой воды; проверив, правильно ли она найдена, начинать рисовать, затем размещать цветы по углам.
Можно предложить ребятам использовать для украшения платочка и другие цветы,
похожие на ромашку.
Материалы. Квадраты цветной бумаги размером 15х15 см, краски гуашь или акварель в зависимости от выбранных цветов, кисти, банка с водой, салфетки (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание различных декоративных изделий ( обращая внимание детей на построение узора: его размещение на форме предмета, цвет, элементы узора). Дидактическая игра «Составь узор». Знакомство с народными изделиями, их росписью.
Сентябрь. Занятие 5. Рисование
«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми о том, что в садах поспели красивые яблоки. Уточнить характерные особенности фруктовых деревьев: низкий ствол, развесистая крона. Предложить какому-либо ребенку показать у доски, как нужно рисовать яблоню. Затем предложить ребятам изобразить яблони с созревшими «золотыми» яблоками.
В заключение все рисунки расположить для просмотра, отметить, что дети нарисовали много фруктовых деревьев и получилась большая картина – «волшебный сад», в котором поспели волшебные золотые яблоки. Предложить детям сказать, какие деревья особенно красивы, почему они им понравились.
Материалы. Альбомный лист, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения, беседы об урожае фруктов, рассматривание иллюстраций.
Сентябрь. Занятие 6. Рисование «Чебурашка»
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или
по косой неотрывным движением руки).
Методика проведения занятия. Показать детям игрушечного Чебурашку или картинку. Сказать, что все ребята знают и любят Чебурашку, что он добрый и забавный. И нарисовать его портрет, но сначала хорошо рассмотреть игрушку. Уточнить с детьми форму и величину частей игрушки. Сказать, что сначала надо нарисовать простым карандашом контур, а потом закрасить его; напомнить, что простым карандашом надо рисовать легко, не нажимая и не обводя линии по несколько раз. Спросить детей, с какой части (тело, голова) можно начать рисовать игрушку.
Все готовые рисунки рассмотреть, предложить детям выделить наиболее выразительные: где Чебурашка веселый, грустный, забавный. Предложить авторам выбранных рисунков рассказать о них.
Материалы. Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, лист бумаги, по форме близкий к квадрату (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Беседа о Чебурашке, игры с игрушкой, игры-драматизации.
Сентябрь. Занятие 2. Аппликация
«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.
Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми овощи, спросить об их форме. Уточнить приемы их вырезывания. Предложить каждому ребенку вырезать несколько помидоров и огурцов. В процессе занятия следить за правильным использованием ножниц, добиваться плавной линии закругления. Обращать внимание детей на угловатые срезы; объяснить, что так получается потому, что ребенок поворачивает бумагу не плавно, а толчками, резко сжимает ножницы. Применять индивидуальный показ.
Материалы. Овощи для рассматривания. Круг из белой бумаги диаметром 18 см; заготовки из цветной бумаги для вырезывания овощей, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Беседа об уборке овощей на огороде. Лепка овощей. Дидактические игры с овощами («Чудесный мешочек»).
Сентябрь. Занятие 7. Рисование
«Что ты больше всего любишь рисовать»
Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка,
вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Методика проведения занятия. В начале занятия сказать, что у каждого ребенка есть что-то, что он больше всего любит рисовать – пусть сегодня он именно это и изобразит.
Стимулировать создание более интересных и полных изображений, спрашивая у ребят, что они задумали нарисовать, и напоминая им, как это можно сделать.
По окончании все рисунки рассмотреть, выбрать наиболее интересные. Предложить их авторам рассказать, что они нарисовали. Все рисунки вывесить в групповой комнате, порадоваться их разнообразию.
Материалы. Цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры и занятия с детьми. Рас-
сматривание детских рисунков, иллюстраций в детских книгах. Чтение книг, рассказывание сказок. Беседы с детьми о том, кто что видел интересное, необычное.
Сентябрь. Занятие 8. Рисование «Осенний лес»
Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления,
рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы
работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.
Методика проведения занятия. Поговорить с детьми об осенних явлениях природы.
Вспомнить ранее выученные стихотворения об осени, прочитать новые. Спросить, какие деревья ребята видели в лесу, в сквере. Предложить им нарисовать картину осеннего леса (парка). Напомнить, что дети по-разному изображали деревья, траву, листья.
В процессе занятия следить за способами рисования акварелью, поправлять ребят,
которые действуют неправильно.
Материалы. Иллюстрации по теме. Акварельные краски, альбомные листы кисти,
палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Разговоры с детьми о том, как осень изменила все вокруг. Пение песен, разучивание стихотворений об осени.