Ксения Пономарева
Планшетный компьютер как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Планшетный компьютер как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
УДК 373.2
Пономарева К. Н.
Российский государственный профессионально-
педагогический университет (филиал)
г. Нижний Тагил, Россия
ПЛАНШЕТНЫЙ КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Планшетный компьютер как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Компьютер - мой друг
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Темочки
Для умственного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет приобретение ими элементарных математических представлений, которые сильно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная цель этой работы – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Воспитатели в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников используют разнообразные методы и приемы. Творческий подход можно реализовать в дошкольной образовательной организации с помощью планшетного компьютера.
В настоящее время использование планшетного компьютера в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В отличие от обычных средств обучения информационно-коммуникативные технологии, в частности использование планшетного компьютера, позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности планшетного компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Проблема формирования элементарных математических представлений у детей имеет немаловажное значение и является одной их приоритетных задач в педагогике и психологии. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обозначена одной из главных педагогических проблем.
Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических (мыслительных) операций.
Реализации задач развития математических представлений у детей дошкольного возраста способствует использование разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда воспитателя и инструментами познавательной деятельности детей.
Нами была создана и опробована система занятий для дошкольников. Целью системы было формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием планшетного компьютера.
Каждое занятие имело конкретную цель, задачи, выдерживалась структура (вводная часть, основная часть, заключительная часть). Обучающий материал подбирался с учетом возрастных особенностей детей и таким образом, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес у детей к образовательной деятельности. Данная работа была направлена на развитие определенных элементарных математических представлений (освоение счета в пределах 10; понимании и запоминание табличного сложения и вычитания и др.).
После проведения занятий, мы пришли к выводу, что без целенаправленной работы формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста происходит медленнее, а при организации системы занятий с использованием планшетного компьютера – развивается значительно быстрее.
Система занятий по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием планшетного компьютера
Материал Цель Задачи Содержание Упражнения
Планшетный компьютер, схемы, рисунки – разноцветные карандаши, на которых нанесены деления Освоение счета в пределах 10 1. Формирование представления о
целом числе.
2. Знакомство со счетом до 10 в
прямой и обратной последовательности.
3. Подготовка к пониманию
состава чисел от 2 до 10. 1. Выстраивание красно-
синих карандашей
«лесенкой», пересчет делений каждого карандаша, запоминание названий целых чисел от 1 до 10.
2. Практическое сравнение карандашей. 1. Найти карандаш 5, затем 2 и т. п. в игровой форме
2. Нарисовать карандаш на два деления больше этого.
3. Составление карандашей из двух меньших, начиная со штанги 10.
4. Составление всех остальных карандашей в игровой форме.
5. Составление карандаша из нескольких меньших
Коричневая лестница Освоение счета в пределах 10. Формирование понятий «толстый – тонкий». Построение лестницы в соответствии с изменением толщины. 1. Построить «стенку» из брусков
2.«Змея» (размещаем бруски друг за другом в длину).
3.«Забор» (ставить бруски вертикально).
4. Построить лестницу, начиная с самого маленького бруска.
5. Переносить опыт и знания, полученные при работе с этим материалом, на окружающий мир: искать толстые и тонкие деревья, сравнивать длину веток и т. д.
Красная
кирпичная башня. Освоение счета в пределах 10. Формирование понятий
«большой – маленький». Построение башни соответственно уменьшению размеров кубов. 1. Построение
«лестницы».
2. Построение кубов -кирпичиков
«наискосок», в виде круга, спирали.
3. Комбинации с числовыми брусками, коричневой лестницы
4. Перенос понятия
«большой – маленький» на предметы.
Яблоки Освоение
счета в пределах 10. 1. Закрепление
счета в пределах 10,
сопоставление количеств и символов. 2. 2. Понимание значения числа 0.
3. Сравнение количеств.
4. Введение символов =, >, <. Размещая
необходимого количества яблок в ячейки с числами. 1. Сопоставление разного и равного количества веретен.
2. Выполнение упражнений со знаками сравнения и равенства.
Цифры и
кружки (чипсы). Освоение
счета в пределах 10. 1. Тестовый
материал.
Проверка умения раскладывать изображения чисел по порядку, сопоставлять образы чисел и количества.
2. Подготовка к пониманию четных и
нечетных чисел. Раскладывание по порядку цифр и соответствующих им количеств
«чипсов» (кружочков)
1. Выкладывание
числового ряда.
2. Соотнесение цифры и
количества кружков.
Математическая шкатулка; 10 шариков. Освоение
счета в пределах 10. Подготовка к
изучению состава чисел от 2 до 10. Подсчет шариков,
распавшихся в шкатулке на две случайные группы, показывающих
состав того или иного числа. Многократные
повторения игры в
«Математическую шкатулку».
Бусины из
Банка «Золотой материал». Составление
представления о десятичной системе, о сути действий сложения, вычитания. Подготовка к
освоению десятичной системы счисления. Собирание
заданного числа из бусин «Золотого материала». Многократное
собирание заданного числа из бусин.
Полоски
на сложение. Понимание и
запоминание табличного сложения, Прояснение с
помощью материала смысла решения
действий сложения и вычитания. Выкладывание
полосками синего и красного цветов слагаемых в соответствии с примером, нахождение результата. 1. Решение разных
примеров
однозначных чисел.
2. Заполнение бланка примерами
Литература
Книга:
Адаменко М. В. Компьютер для современных детей. М., ДМК Пресс, 2014. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006763400/.
Анохина И. Ю. Компьютер для умных детей. Растим таланты. М., Феникс, 2010. https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=KNIGY&P21DBN=KNIGY&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=32.971.321.4%2F%D0%90%2069-592488.
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2009. 112 с. https://iknigi.net/avtor-natalya-arapova-piskareva/72337-formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-v-detskom-sadu-programma-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-zanyatiy-s-detmi-2-7-let-natalya-arapova-piskareva/read/page-1.html.
Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : Учебно- методическое пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2012. https://pedlib.ru/Books/5/0269/5_0269-1.shtml.
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2009. 203 с. https://bookree.org/reader?file=725462
Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. Книга для воспитателя. М., «Айрис-Пресс», 2015. https://search.rsl.ru/ru/record/01002692589
Васенина С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. М., 2015. №20.1. С. 8-10. https://moluch.ru/archive/100/22522/.
Веселая математика АБВГДейки. М., АСТ, Астрель, Харвест, 2010. https://bookwinx.ru/book/veselaya-matematika-abvgdeyki.64329/.
Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду. 3-е изд. ; стереотип. М. : Академия, 2014. 160 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001770201.
Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. Мурманск: «Пазори», 2011. 257 с.
Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. М. : Просвещение, 2013. 283 с. https://bookree.org/reader?file=635527.
Кангина Н. Н., Тихомиров О. В. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет. М., Академия Развития, 2012. https://www.fb2portal.ru/akademiya-razvitiya/matematika-v-detskom-sadu-8/.
Корнеева Г. А., Родина Е. В., Хорина Л. А. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие для педагогических колледжей и вузов. М. : Педагогика, 2013. 185 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004073686.
Киричек К. А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами //NovaInfo. Ru., 2016. Т. 3. №. 41. С. 179-183. https://elibrary.ru/item.asp?id=25496635.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2009. 368 с. https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/455633/a-m-leushina-formirovanie-elementarnyih-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Математическое развитие дошкольников : Уч. метод. пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. СПб. : Литера, 2015. 256 с. https://pedlib.ru/Books/5/0216/5_0216-1.shtml.
Мусейибова Т. А., Корнеева Г. А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М. : Владос, 2012. – 211 с.
Павлова Л. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Litres. 2018. https://www.litres.ru/l-i-pavlova/teoriya-i-metodika-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy-u-d/.
Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. М. : Просвещение, 2011. 123 с. https://infourok.ru/taruntaeva-tv-razvitie-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-u-doshkolnikov-3936994.html.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М,А, Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf.
Статья:
Азбукина В. С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждений / под ред. Н. Г. Морозовой. М., 2009. С. 28-33. https://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice :11837/Source :default.
Жуйкова Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Челябинск: Два комсомольца, 2016. С. 47-50. https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2631/.
Капустина Г. М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. 2008. № 2. С. 22-29. https://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice :236280/Source :default.
Коробейников Н. А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья. М., 2016. № 5. С. 42. https://elibrary.ru/item.asp?id=23540436.
Коновалов И. Е., Гамирова Э. И. Интеграции физического воспитания и элементарных математических представлений в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения //Международный журнал экспериментального образования. 2016. №. 5-2. С. 161-162. https://elibrary.ru/item.asp?id=25899700.
Сумина И. В., Михайлова З. А., Серова З. А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов // Дошкольное воспитание, 2012. – №10. – С. 15-19 https://www.chitalkino.ru/mikhaylova-z-a/
Диссертация:
Кац Е. А. Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми 4-6 лет. М., МЦНМО, 2016. https://e-bookshelf.info/9-razvitije/655-matematika-vpripryzhku-programma-igrovykh-zanyatij-matematikoj-s-detmi-4-6-let.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений //Подготовительная к школе группа (6-7 лет, 2018. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/09/17/femp-pomoraeva-pozina.
Омардина Т. В., Чигина О. А., Торопынина Г. В. Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». ООО Мозаика-Синтез, 2016. №. 5. https://elibrary.ru/item.asp?id=26395884.