Ирина Царева
Планирование зимних прогулок «Наблюдения за природными явлениями зимой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование зимних прогулок.
Тема: «Наблюдения за природными явлениями зимой».
в подготовительной группе.
Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.
Цель прогулки : Наблюдение за живой природой.
Темой занятия в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».
Публикация «Планирование зимних прогулок „Наблюдения за природными явлениями зимой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок.
Наблюдение за жизнью птиц зимой.
В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.
Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать : в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна,
если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.
Наблюдение : после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т. д.
Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух.
После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?
Цель прогулки : наблюдение за погодными явлениями
Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года, осени, лете. Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях.
Математические квесты для подготовительных групп, КВН и ребусы
Задачи прогулки : поселить знания о то, что в мире все зависит друг от друга,
развивать воображение и подвижность, научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать, прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.
В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей. Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой.
Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой
Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.
Наблюдение за снегом
Прогулка занятие наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.
В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку, он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно.
Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Воспитатель объясняет, что такое явления называется снегопадом.
Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой, она тут же растает.
Экспериментирование и опыты на прогулке зимой
Экспериментирование на прогулках делится на два вида :
Фронтальное - когда у детей есть несколько объектов для наблюдения, самостоятельного сравнивания. Для такого вида наблюдения рекомендуется наличие двух педагогов, следящих за воспитанниками, особенно если группа многочисленная.
Демонстрационное - воспитатель держит в руках объект, который выбран для обучения. Воспитатель демонстрирует объект и ведет обучающую беседу. Такой способ гасит инициативу и активность, как правило, дошкольникам не очень интересны занятия, в которых они должны только наблюдать, не принимая участия.
Памятки по ПДД родителям в детских садах: консультации и собрания
Опыты, которые будут проводиться с детьми обязательно должны подбираться в соответствии с их развитием и возрастом.
Опыты для дошкольников - это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью. Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей.
Эксперимент: Свойства снега и льда.
Цель эксперимента: Опытным путем выяснить отличие и сходство состояний льда и снега.
Задачи.
- Прививать детям трепетное отношение к природе;
- Научить различать состояние внешне схожих зимних явлений;
- Учить детей делать выводы и умозаключения.
Пример на двух популярных у воспитателей опытах:
Опыт № 1. Последовательность опыта:
Воспитатель выстраивает детей в круг;
Предлагает им поздороваться совсем вокруг: с солнышком, с птичками, с новым днем (используя тематические стихи);
Далее, воспитатель загадывает детям несколько зимних загадок на тему снега и льда;
Далее дети вместе с воспитателем рассматривают через лупу снег и лед, предварительно можно сделать самим сосульку, используя обычный пакет и воду (воду можно подкрасить акварелью, для большего интереса). Воспитатель, спрашивает у детей: Чем отличаются лед и снег? Подсказки: снег - рассыпчатый, рыхлый, пушистый; лед - твердый, прозрачный, однородный.
Опыт № 2. Защитные свойства снега.
Ход опыта:
Воспитатель наливает воду в пластиковые стаканчики;
Дает детям краски и кисточки, чтобы они подкрасили воду в каждом стаканчике свой цвет;
Далее, стаканчики устанавливаются в сугроб на разную глубину.
Наблюдение за водой в снегу
Расставив стаканчики слева направо так, чтобы первый стаканчик стоял на поверхности сугроба, средний стаканчик был наполовину вкопан в снег, а третий до верха был погружен в снег, воспитатель раздает детям лупы. Через какое-то время дети разглядывают состояние воды в каждом стаканчике. Воспитатель объясняет, почему вода в полностью погруженном в снег стаканчике замерзает медленнее всего - потому что снег, не смотря на то, что он холодный согревает и защищает стаканчик от температуры и ветра.
Наглядные эксперименты, проводимые в игровой форме на прогулке очень важны в ходе воспитания и образования детей дошкольников. Наблюдение на прогулках позволяет ребенку взглянуть шире на мир, почувствовать интерес к самостоятельному исследованию окружающей среды, осознать важность аккуратного поведения человека в природе.