Вера Сухарева
Планирование «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование «Зима»
Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Новогодний утренник «Новогодняя ёлка»
Публикация «Планирование „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Итоговые мероприятия. Фольклорный праздник «Рождественские колядки»
Детская деятель
ность Формы работы
Игровая Детская студия «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды.
Инсценировка «В гости к ёлочке» - творческие задания, распределение ролей
«Новогодний праздник!» - создание радостного настроения, желание активно участвовать в игре.
«Театр картинок «Мы играем и поём»» - создание радостного настроения, желание активно участвовать в игре.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к Деду Морозу». Закрепление навыков сюжетно-ролевых игр: «Шофер», «Автомастерская», «Бензозаправочная станция», «Магазин», «Больница», «Почта», развитие речи, образного мышления и воображения, повторение и закрепления правил дорожного движения, воспитание у детей бережного отношения к природе, создание позитивного отношения детей к новогоднему празднику.
Материал: атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Шофер», «Автомастерская», «Бензозаправочная станция», «Магазин», «Больница», «Почта», бутафория для имитации леса, большой почтовый конверт.
Дети сидят на стульчиках. Входит воспитатель и вносит большой конверт.
Воспитатель. Сегодня дети я ходила на почту, хотела отправить письмо Деду Морозу, которое мы с вами написали. Наше письмо не приняли, очень оно большое. Что же нам делать?
Дети предлагают отвезти письмо для Деда Мороза самим.
Воспитатель. Я с вами согласна, но на чем же мы поедем, у нас в саду нет транспорта.
Дети предлагают построить из стульчиков и модулей.
Воспитатель. А какие виды транспорта вы знаете?
Дети называют различные виды транспорта наземного, воздушного, водного и подземного.
Воспитатель. Что же нам такое построить, чтобы мы все смогли уехать, быстро вернуться в детский сад?
Дети предлагают построить автобус и сооружают из стульев и модулей.
Воспитатель. Давайте выберем водителя (дети выбирают водителя). Я предлагаю взять с собой в путь Зайчика, чтобы он нам показал дорогу к Деду Морозу. А чтобы в нашем автобусе не было больше «зайцев» давайте выберем кондуктора, ведь без билета нас водитель не повезет.
Дети садятся по местам. Кондуктор продает билеты.
Воспитатель. Что бы нам не было скучно я предлагаю поиграть.
Упражнение на координацию слова и движения, ритмической структуры слова «Трактора».
Тара-тара- та-ра-ра – из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Воспитатель. Дорога у нас дальняя, а мы с вами так спешили, что забыли подкрепиться. Что же делать? И автобус надо заправить.
Дети предлагают зайти в магазин. Воспитатель просит водителя остановиться у ближайшего магазина и бензозаправочной станции.
Д/ игры: «Сдуй снежинку». «Кто летает», «Наоборот», «Дай действие словам», «Доскажи слово». Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, развитие умения произносить громко слова, развитие дыхания.
Коммуникативная Ситуативный разговор «Что происходит в природе зимой?» Создание условий для умения поддерживать разговор с воспитателем
Беседы на тему «Что я видел по дороге в детский сад». «Расскажи, как ты украшал дома ёлку». Развитие связной речи детей.
Словесные игры: Д/и «Назови ласково» (снег-снежок, санки – саночки, горка и. т. Д.) Создание условий для умения подбирать нужные слова
«Подбери слово». Развитие умения называть прилагательные обозначающие признаки. Развитие мышления, памяти, связной речи.
«Кто что слышит?» Воспитание у детей слухового внимания, умения обозначать словом звуки. Развитие сообразительности.
«Где лежит снег?» Употребление предлога на в предложениях.
«Разноцветный сундучок для Деда мороза». Согласование существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Познавательно -исследовательская Наблюдения:
№ 1 «За проезжей частью». Знакомство с проезжей частью дороги – шоссе, правилами дорожного движения.
Ход. Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад находится рядом с большой дорогой – шоссе.
Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.
Спросить, какие машины движутся по шоссе. Пусть дети назовут знакомые им автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе движется много легковых и грузовых машин, и никто никому не мешает. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Машины движутся медленно, потому что на дороге снег.
№ 2 «За снегом». Знакомство с природным явлением – снегом.
Ход. Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.
Падал снег, сыпал снег, а потом устал…
Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?
Для озимых стал я теплою периною,
Для осинок – кружевною пелериною,
Для зайчишек стал подушкой пуховою,
Для детишек – их любимою игрой.
№3 «За небом». Знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно).
Ход. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно – хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)
Дуют ветры, Ветры буйные. Ходят тучи, Тучи ясные.
№4 «За березой». Формирование представления о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.
Ход.
Подвести детей к березе.
Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Полюбоваться вместе с детьми березой.
Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками – похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.
№ 5 «За синицей». Закрепление представления о названии птицы, характерных признаках внешнего вида; воспитание желания ухаживать за птицами.
Ход. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой – это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало.
Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?
Маленькая птичка
Желтогрудая синичка,
По двору гуляет,
Крохи собирает.
№ 6 «За елью». Знакомство с деревом – елью; обогащать и активизировать словарь детей.
Ход. Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рассказать, что ель – стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.
Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.
Выросла елочка в лесу на горочке.
У нее иголки зимой в серебре.
У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
№ 7 «За животными». Закрепление представлений о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.
Ход. Нет, не просто подарили
Очень славного щенка,
Он малюсенький пока…
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках,
Подрастет щеночек мой – станет он собакой.
Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище,
слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.
№ 8 «За трудом инструктора по физической культуре». Формирование представления о том, что инструктор по физической культуре учит разнообразным движениям, ловкости, смелости.
Ход. Понаблюдать с детьми проведение физкультурного занятия у детей старшей группы. Рассказать о деятельности инструктора по физической культуре, его роли в укреплении здоровья детей. Организовать совместную игру детей младшей и старшей групп (катание на санках с горки).
№ 9 «За солнцем». Знакомство с природными явлениями; дать понятие о признаках зимы.
Ход. Январь – самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать.
Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)
№ 10 «За свойствами снега» Знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).
Ход. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.
Раз шажок, два шажок
Под ногой снежок.
Опыты, эксперименты «В каком стакане лед быстрее растает» Способствование накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды в разном состоянии
«Лед легче воды» Закрепление понятия, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет.
«Превращение в воду» Уточнение представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность.
«Изготовление цветных льдинок» Знакомство с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; выявление качества воды и ее свойство превращаться в лед.
Восприятие худ. литературы
и фольклора Чтение И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
Русская народная сказка «Мороз и заяц»
Пришвин М. «Снегурочка».
Заучивание И. Сурикова «Белый снег пушистый»,
М. Познанской «Снег идет»
Е. Трутневой «С новым годом!».
Развитие умения эмоционально воспринимать новые сказки и стихи, изображать персонажей, активно участвовать в игре.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание: одевание – раздевание; содержание в порядке одежды и обуви. Создание условий для развития умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вещать; воспитание стремления всегда быть аккуратным, опрятным.
Дежурство: дежурство по столовой; дежурство по группе; дежурство в уголке природы. Упражнение в навыках дежурства по столовой, учить правильно раскладывать столовые приборы, убирать после еды салфетки, хлебницы и т. д. ; самостоятельное освоение трудовых навыков по поддержанию порядка в групповой комнате; совершенствование умения самостоятельно поливать
комнатные растения.
Хозяйственно-бытовой труд: Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок); уход за игрушками, их мытьё; помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др. формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.
Труд в природе: Уборка территории; уборка снега; уборка мусора на участке; собрать снег в кучу; сбор мусора на участке; сгребание снега корням деревьев; подметание снежных дорожек. Развивать желание добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитание желания трудиться сообща; формирование умения трудиться подгруппой; оказание помощи взрослым; воспитание трудолюбия; обучение умению работать дружно.
Конструирование КМД «По замыслу». Развитие умения создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.
Машина». Развитие умения создавать постройку из знакомых деталей.
Игры со строительным материалом
«Горка с ступеньками» Развитие наблюдательности, умения использывать знакомые приемы в постройке.
Изобразительная Творческая мастерская «Снеговичок» (аппликация из ватных дисков) Развитие у детей умения выполнять аппликацию из ватных дисков, бумаги.
«Гирлянды на ёлку». Изготовление ёлочных игрушек.
«Дед Мороз»(аппликация). Закрепление умения приклеивать готовые формы на бумажную тарелку в правильной последовательности.
«Ангелочек». Закрепление умения выполнять поделку из разных материалов: ажурных салфеток, ватных палочек и дисков.
Музыкальная Слушание музыки: «Зима» А. Вивальди, П. И. Чайковский «Зимняя песнь», исполнение песен «У ребяток наших ёлочка большая…», «Белый снег». «Зимний вальс» Л. Бетховен.
Музыкально - дидактические игры: «Большая карусель». Развитие умения детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Двигательная Комплекс утренней гимнастики №8
Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построиться в полукруг.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Ладони к плечам».
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Руки к плечам, пальцами рук коснуться плеч; руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз.
2. «Наклонись и выпрямись».
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки прямые отвести назад - верх; выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3. «Птички».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюет, произнести «клю-клю-клю». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.
4. «Мячики».
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов.
Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза.
5. «Нам - весело!».
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ве-се-ло». Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Не опоздай!»
Комплекс утренней гимнастики
Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Колючие иголочки».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
2. «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками».
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая - назад. После 4-6 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза.
3. «Мы очень любим елочку».
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.
4. «Спрячемся под елочкой».
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5 раз.
5. «Смолою пахнет елочка».
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!» Повторить 3-4 раза.
Игра малой подвижности «Найдем Снегурочку».
Гимнастика после сна
Комплекс «Жучки-паучки»
1.«Потянулись жучки».
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться - руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
2. «Проснулись глазки».
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
3. «Проснулись ушки».
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.
4. «Проснулись лапки».
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
5. «Жучки греются на солнышке».
И. п. - лежа на спине, и вдоль туловища. 1 - поворот на живот. 2 - поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
6. «Жучки готовятся к прогулке».
И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
7. «Веселые жучки».
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 - хлопки руками перед собой. 4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый.
Комплекс «Любимые игрушки»
1. «Кукла».
И. п. - лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем,
Дышим ровно, не спешим,
То же влево повторим.
2. «Заводная машина».
И. п. - лежа на спине. 1 - вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1-3 - вращательные движения ногами. 4 - вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.
3. «Колобок».
И. п. - сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1-2 - согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3-4 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
4.«Забавная обезьянка».
И. п. - лежа на животе. 1 - поворот на спину, 2 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
5. «Надуем воздушный шарик».
И. п. - сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].
Физминутка
«Сосулька».
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее
То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз - заледенеет,
Немного за ночь подрастет
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет - упадет.
«Хлоп и топ».
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
Руки внизу, пальцы шалашиком, острым концом вниз.
Вытирают нос.
Потирают глаза.
Ладонями проводят вдоль тела сверху вниз.
Обхватывают тело руками.
Поднимают руки вверх, встают на носки.
Округлые руки по сторонам тела.
Приседают.
Ребенок выполняет соответствующие движения
Подвижные игры:
«Зайка беленький сидит». Развитие умения слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
«Мой весёлый звонкий мяч». Развитие умения подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
«Пузырь». Развитие умения становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«Снежинки и ветер». Развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
«Поезд». Развитие умения ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
«Воробушки и кот». Развитие умения мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
«Зайцы и волк». Развитие умения приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
«Лохматый пёс». Развитие умения учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Основные виды движения:
1. Ходьба по извилистой дорожке.
2. Бег в разных направлениях.
3. Прыжок вверх.
4. Ходьба в разном темпе.
5. Перешагивание через предметы, рейки, лестницы.
6. Бросание мяча двумя руками «снизу», вперёд и вверх.
7. Бег с одной стороны площадки на другую.
8. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (2-3м).