Елена Юрьева
Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
для средней группы
(декабрь, январь, февраль)
ДЕКАБРЬ.
Рисование. Тема «Морозные узоры» - Расширять и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов (круг, точка, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия).Совершенствовать технику рисования концом кисти.
1. Пескотерапия «Зимние узоры» - развивать мелкую моторику, воображение.
Публикация «Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. Беседа «Краса ненаглядная» - прививать интерес к различным видам народных промыслов (Вологодское кружево).
3. Творческая мастерская. Рисование с помощью мыльных пузырей: «Разноцветный мир» - научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри.
4. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
5. Творческая мастерская «Снежные скульптуры» - развивать воображение, творческие способности.
Аппликация. Тема: «Ёлочные игрушки» (декорирование) - вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи;развивать творческие способности.
1. Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок» - познакомить детей с разными видами ёлочных игрушек.
2. Целевая прогулка в «Музей игрушки» на тему «Игрушки наших бабушек» - формировать представление о жизни людей в прошлые эпохи;воспитывать уважение к игрушке.
3. Рассказать о профессии художника: «Художники - это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы».
4. Развивающая игра «Собери картинку» - учить детей зрительно разделять изображение картинки на части, составлять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки.
5. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской: набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др.
6.Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе старинных новогодних игрушек, изготовление игрушек своими руками.
Рисование. Тема: «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала» - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»; формировать умение процарапывать пером тонкие пересекающиеся линии.
1. На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, рассмотреть снежинку, отметить, что у снежинки 6 лучей.
2. Чтение и разучивание стихов и загадок о зиме – вызвать интерес к богатству русского языка.
3. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».
4. Творческая мастерская: вырезывание снежинок из квадрата, вызвать у детей радость от ожидания предстоящего праздника. (украшение интерьера)
5. Ознакомление с искусством: «Чудесные превращения воды» - знакомить детей с акварелью; обратить внимание на её свойства;воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии прекрасного.
6.Работа с родителями: Конкурс «Рукавичка Деда Мороза»- привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку по мотивам народного творчества.
Рисование. Тема: «Праздничная ёлочка» - учить детей рисовать праздничную ёлочку; продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности.
1. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка» - развивать мелкую моторику.
2. Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.
3. Творческая мастерская: «Новогодняя открытка» (рисование восковыми мелками) – вызвать у детей желание создать новогоднюю открытку своими руками.
4. Маски и короны для игрушек (декорирование) - закреплять способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий и т. д.
5. Рассмотреть новогодние открытки, иллюстрации новогодних миниатюр.
6. Привлечь детей к изготовлению новогодних гирлянд (цепи, снег и т. д.).
ЯНВАРЬ
Аппликация, Тема: «Рождественская звезда» - формировать умение детей создавать красивый образ рождественской звезды из разного материала.
1. Беседа «Зимние Святки» - познакомить детей с р. н. праздником «Зимние Святки»; традициями ряжения, колядования.
2. Разучивание «Коляда пришла, рождество принесла» - вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
3. Рассматривание атрибутов праздника (звезда, мешок для угощений, костюмы, маски).
4. Хоровод «Как на тоненький ледок» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
5. Рассказать о традиции русских людей угощать всех гостей и колядовщиков – воспитывать гостеприимство.
6. Предложить детям из различной крупы выложить контур предметов одежды.
Рисование Тема: «Зимний лес» - совершенствовать навык рисования деревьев, предложить детям «укрыть» их снегом, развивать в работе аккуратность, воображение.
1Рассм. репрод. И. Шишкина «Зима»- прив. любовь к искусству и родной природе; разв. устную речь детей; восп. эстетич. чувства.
2. Д/и «Расставь ёлочки по росту» - форм–ть умение сравнивать и сопоставлять объекты по разным признакам, делать выводы.
3. Творческая мастерская: украшение горки – предл. украсить горку природным материалом, разв. творческое воображение.
4. «Мастерская Деда Мороза»: мыльные пузыри на морозе – разв. наблюдат-ть, умение предполагать, что будет с пузырями на морозе.
5. Наблюдение: узоры на стекле. Чтение стих-я П. Образцова «Жгуч мороз трескучий» - прод. знаком. с зимними явлениями природы, уметь соотносить впечатления с содержанием стих-я.
6. Узоры на снегу» - разв. умение детей рисовать на снегу в паре: один начинает, другой заканчивает, понимать друга без слов.
7. Инд. Раб. «Сложи узор из цветных льдинок» – предложить детям составить узор, соблюдая последовательность элементов; развивать воображение, мышление.
8.Работа с родителями: Мастер - класс «Ознакомление с филимоновской росписью и ее элементами» - Научить родителей с помощью элементов филимоновской росписи украшать силуэты игрушек.
Лепка Тема: «Танцует парочка – солдат да сударочка!» - продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой; совершенствовать технические умения и навыки в работе с глиной; учить лепить фигурку человека на основе конуса и цилиндра.
1. Компьютерная презентация «Игрушки с секретом» - познакомить детей с филимоновской игрушкой - свистулькой как видом декорат. -приклад. искусства; обратить внимание на особенность формы (игрушки вытянуты-как будто к солнышку тянутся)
2. Рассматр-е картины «Зимние забавы» Б. Л. Игнатьева - подвести детей к составлению описательного рассказа по фрагменту картины.
3. Худ. деятельность «Рисование декораций к сказке «Пирожок»- предложить детям изобразить внутреннее убранство домика ленивых Мурзика и Бобика, и чистоту, порядок у курочки и цыплят.
4. Художественно-развивающая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине».
5. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду.
Аппликация, Тема: «Украшение новой рубашки» - познакомить детей с рус. нар. орнаментом, которым украшали рубашки, рушники, фартуки; учить составлять из геометрических фигур орнамент, сочетать по цвету и форме; развивать чувство цвета, ритма, композиции.
1. Игра «Скажи, какая? (какие)» - (кофта – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; и т. д.)
2. Пальчиковая гимнастика «Пошла Маня на базар» - развивать мелкую моторику.
3. Хороводная игра «Сахаринка» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
4. Рассматривание р. н. костюма – загадывание загадок, рассматривание отгадок – предметов женской и мужской одежды; предложить нарядить домовенка Кузю.
5. Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают?»
6. Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе.
7.Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
ФЕВРАЛЬ
Рисование Тема: «Барышня - франтиха» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей раскрашивать силуэт используя элементы дымковской росписи; воспитывать интерес к народному искусству.
1. Ознакомление с искусством: «Рассматривание альбома с иллюстрациями дымковских игрушек» - учить внимательно, рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание на цветовую гамму, использованную мастерами.
2. Творческое дело: лепка декоративных фигурок (барышня, олень, козлик) – совершенствовать умение лепить из глины. ]
3. На прогулке вместе с детьми любоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, снежинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.
4. Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
5. Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
Рисование, Тема: «Богатыри земли русской» - познакомить с образами русских богатырей; правильно передавать пропорции лица, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
1. Организовать выставку портретной живописи.
2. Инд. раб. «Летят самолеты» (аппликация) - учить вырезывать части поделок из полосок бумаги и соединять их.
3. Предложить детям материал для экспериментирования в создании простейших изображений красками, карандашами, с использованием пластичных материалов.
4. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.
5. Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
6. Худ. труд, «Кораблик» - используя бросовый материал (губку, шпажку, цвет. бумагу, сделать кораблик в подарок папе.
7.Работа с родителями: Оформление фотовыставки «Идет солдат по городу» - о службе пап и дедушек в рядах российской армии.
Лепка + ручной труд, Тема: «Блины для Масленицы» - продолжать знакомить детей с р. н. праздником Масленица; учить делать куклу из тряпочек; развивать умение делать соленое тесто и лепить блины.
1. Компьютерная презентация «Едет Масленица дорогая» - рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже близко; познакомить с праздником Масленица, вызвать желание участвовать в его проведении.
2. Разместить на «Полочке красоты» игрушки, которые больше всего нравятся детям.
3. Инд. раб «Волшебная ладошка» - предложить детям обвести контур ладошки с расставленными пальчиками таким образом, чтобы захватить и часть руки, превратить контур в дерево, петуха, осьминога, рыбку. Развивать фантазию детей.
4. Укрась красиво блюдечко (рисование) - учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использовать мазки, точки, дуги.
5. Ознакомление с искусством «Весёлые ложки в гостях у ребят» - знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – хохломской росписью; показать, как народные умельцы изображали растительные элементы; воспитывать эстетический вкус.
6. Чтение сказки «Жихарка» - обратить внимание детей как мальчик рассказывает о ложках, раскладывая их на столе.