Елена Юрьева
Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
для средней группы
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
СЕНТЯБРЬ
Рисование, Тема: «В гости к нам пришли матрешки» - украшение сарафанов штампами из картошки и ватными палочками.
1.«Рассматривание матрешки» - чтение потешек про матрешку, рассмотреть узоры на одежде семеновской матрешки, развивать эстетическое восприятие.
2. Хороводная игра «Мы на луг ходили» - выполнять движения в соответствии со словами.
3. Д/и «Разные краски» - развивать логическое мышление, внимание.
4. Загадывание загадок о матрешках.
Публикация «Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
5.Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе предметов народного творчества.
Аппликация, Тема: «Вкусные дары щедрой осени»- учить детей по трафарету обводить овощи, вырезать по контуру и наклеивать на общую композицию развивать умение правильно держать ножницы, правильно действовать ими.
1. Беседа «Осенняя ярмарка» - дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая.
2. Игра – инсценировка «На ярмарке» - продолжать знакомить детей с предметами народного промысла, приобщать к истокам русского народного творчества.
3. Д/И: «Что, где растёт?» - обобщать растения по месту их произрастания.
4. Хоровод «Во саду ли, в огороде» - выполнять движения в соответствии со словами.
5.Работа с родителями: Оформить выставку поделок из овощей и фруктов.
Лепка, Тема: «Печенье для друзей» - рассмотреть муку, познакомить с приготовлением соленого теста, учить с помощью готовых формочек, выдавливать фигурки и налепами украшать их.
1. Беседа «Будет хлеб – будет и праздник» - уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; дать знания о традициях народных земельно – календарных праздников.
2. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь».
3. Игра «Печем пирожки для бабушки» - закрепить умение лепить предметы из песка, украшать камушками и листиками, развивать фантазию.
4. Объяснить значение пословиц: «Хлеб да соль – это труд да любовь», «Без труда хлеб не родится никогда».
5.Работа с родителями: Познакомить родителей с программой по декоративному рисованию; с целями и задачами программы.
ОКТЯБРЬ
Аппликация, Тема: «Укрась салфеточку» - учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; развивать чувство композиции; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами.
1. Рассмотреть с детьми несколько красивых павлопосадских платков - обратить внимание детей на то, как украшены платки, как расположен рисунок (по краям, в середине).
2. Рассматривание натюрмортов «Что нам осень принесла?» - знакомить с понятием «натюрморт», показать работы разных художников в этом жанре; развивать эстетические чувства.
3. Инд. творческое задание: «Составь осенний букет» - показать красоту осеннего разноцветия.
4. Игра «Одежда для девочек Красок» - познакомить детей с понятием «колорит», научить подбирать и сочетать цвета.
5.Работа с родителями: оформить выставку детских работ.
Рисование, Тема: «Яблоко - спелое, красное, сладкое» - формировать умение рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко; показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами).
1. Беседа по содержанию р. н. сказки «Гуси - лебеди» - вызвать интерес к сказке, к истории и культуре русского народа; познакомить с русской печкой, ответить на вопрос: «Почему так обращаются: печка – матушка, яблонька – матушка, реченька - матушка».
2. Дид. игра «Плоды и семена» - закрепить умение находить семена и плоды на деревьях и кустах участка.
3. Упражнение «Дорисуй-ка» - формировать умение создавать из геометрических фигур знакомые овощи и фрукты, дорисовывая необходимые элементы; знакомить с тем, что все предметы по форме напоминают геометрические фигуры.
4. Творческое задание: «Сложи узор» - развивать творческое мышление; побуждать детей составлять узоры из природного материала.
5.Работа с родителями: Оформить коллаж «Осенние мотивы».
Рисование. Тема: «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – пестрый бок!» - продолжать знакомить детей с домашними животными и трудом людей по уходу за ними; учить передавать характерные черты животного в рисунке, украшать элементами дымковской росписи.
1. Ознакомление с искусством «Дымковские расписные» - познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту.
2. Индивидуальная работа. Рисование на асфальте мелками «Большой и маленький предмет» - закреплять понятия «большой», «маленький»; развивать мелкую моторику.
3. Игры с природным материалом: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» - учить детей экспериментировать с художественном материалом для изображения «колючей шубки»; направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
4. Развивающая игра «Какая фигура спряталась в рисунке» - развивать логическое мышление детей, закрепить знания геометрических фигур.
5. Изо. деятельность «Русские узоры» - уточнить и расширить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, формировать умение составлять узор, узнавать и правильно называть элементы узора, точно размещать их.
6. Муз. игра «На лошадке» муз. А. Ляпина, сл. Н. Френкель – развивать музыкальную память, подбирать движения в соответствии с характером музыки.
Лепка: «Вышли уточки на луг» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей лепить фигуру из целого куска приёмом вытягивания; закрепить приёмы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей уточки.
1. Творческое задание «Угадай, что нарисовано» - развивать творческое мышление, воображение; формировать умение из части создавать целое изображение.
2. Игра «Какой игрушки не стало?» - обратить внимание из чего сделана, как раскрашена, как называется и почему.
3. Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
4. Загадывание загадок об игрушках – развивать логическое мышление.
5. Игра «Хамелеон» - развивать умение запоминать названия цветов и придумывать возможные сочетания с ними.
6.Работа с родителями: Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» - Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить.
НОЯБРЬ
Рисование, Тема: «Люблю берёзку русскую…» - познакомить детей с «графикой», предложить нарисовать березку пером и черной тушью; развивать интерес к природе через худож. - поэтическое творчество.
1. Наблюдение «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета» - обобщение знаний об осенних явлениях, происходящих в живой и неживой природе, закреплять знание частей дерева.
2. Рассмотреть с детьми иллюстрации о природе нашей Родины (лес) - обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка, отметить красоту этого дерева.
3. Музыкально-хороводная игра «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
4. Слушание русской народной песни «Ах ты, березка» - развивать у детей интерес к музыке.
5. Худ. деятельность «Раскрась листья на берёзе красками осени» - развивать мелкую моторику, закрепить цвета желтый, желто-зеленый.
6.Работа с родителями: Оформить выставку совместных детских с родителями работ: «Моя березка».
Аппликация Тема: «Вышли пальчики гулять» - продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, читать потешку выразительно и эмоционально; развивать умение создавать изображение, передавая форму частей.
1. Предложить детям выложить из зерен бобовых, крупы различные предметы.
2. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками».
3. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.» - познакомить детей с праздником «День народного единства», с историей его возникновения.
4. П/ И «Мы веселые ребята» - развивать двигательную активность детей.
5. Ознакомление с искусством: «Москва. Красная площадь» - познакомить детей с картиной В. В. Кандинского «Москва. Красная площадь»; расширять у детей представления об изобразительном искусстве, его видах.
6. Д/И «Угадай по описанию» - Показать детям красоту хорошо знакомых им овощей и фруктов. Составить натюрморт из овощей.
Лепка Тема: «Богатырские доспехи» - ознакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри», вызвать стремление быть похожими на наших богатырей-защитников. Формировать умение лепить доспехи богатырей (шлем,щит,меч). Воспитывать любовь к Родине.
1. Худ. деят. «Палица»- предложить детям используя пластилин и природный материал сделать оружие Ильи Муромца- булатную палицу; развивать мелкую моторику рук.
2. Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники».
3. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
4. Слушание «Богатырской симфонии», С. Бородина - развивать у детей интерес к музыке.
5. Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой – развивать мелкую моторику.
6.Работа с родителями: Оформить выставку совместных детских с родителями работ «Богатырский конь».
Лепка Тема: «Вот домок – Теремок, стены расписные ставенки резные» (декорирование) - формировать умение детей скатывать маленькие шарики, колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа.
1. Ознакомление с искусством: «Бабушкин сундук» - познакомить детей с понятием «Декоративно-прикладное искусство»; вызвать интерес к русскому костюму.
2. Беседа: «Красота вокруг нас» - формировать у детей представление о том, что красота, нашего жилища делает и нас красивыми, рассмотреть картинки с изделиями народного промысла.
3. Инд. Раб. Рисование палочками на земле – предложить детям нарисовать солнышко, дерево, домик. Развивать воображение, мышление.
4. Компьютерная презентация «Русская изба»- рассказать детям об устройстве русской избы; какая утварь использовалась; рассмотреть вышитые рушники, платки.
5. Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию)
Рисование Тема: «Моя семья» - развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
1. Индив. раб. «Полосатый коврик для занятий физкультурой» - развивать умение детей составлять гармоничную композицию «полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету.
2. Предложить детям поиграть в кондитера «Украшение пирога» (декорирование) - заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста.
3. Индив. раб. «Украшение фартука для мамы» - формировать умение детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.
4. Худ. деят-ть: ТРИЗ. Шаблонография «Портрет женщины», «Портрет мамы» - способствовать творческой самореализации дошкольников.
5. Д/и «Мозаика» - совершенствовать умение составлять узор по образцу (цветок для мамы).
6.Работа с родителями: Оформить фотовыставку на тему: «Подари улыбку миру».