Екатерина Любавина
Планирование этнокультурного компонента в старшей группе (Республика Татарстан)
▼ Скачать
Месяц, номер недели Тема недели Познавательно-исследовательская деятельность игра Общение
Сентябрь
1 Наши игры и игрушки Рассматривание кукол и их иллюстраций в национальной одежде. Цель: дать новые и закрепить имеющиеся знания о национальном костюме. Одень бумажную куклу. Цель: закреплять умение составлять целое из частей. Беседа об игрушках наших бабушек и дедушек, рассматривание иллюстраций и игрушек. Цель: вызвать интерес к народному творчеству.
Публикация «Планирование этнокультурного компонента в старшей группе (Республика Татарстан)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
2 Что мы умеем? Аппликация – импровизация татарский и русский национальные узоры. Цель: вызывать интерес и положительные эмоции. «Это кто? Это что?» Закреплять представления о членах семьи и элементарных бытовых навыках. Рассказ воспитателя о членах семьи, родственных связях.
Цель: формировать представления о себе как члене семьи, социальных функциях членов семьи.
3 Наш город Рассматривание альбомов с изображением родного города, станций метрополитена.
Цель: Закрепить знания о родном городе. Национальная дискотека. Цель: закрепление умения распознавать национальную музыку, повысить физическую активность детей. Беседа о прошедших мероприятиях в Казани: Чемпионата мира по футболу, водным видам спорта, художественной гимнастики, Универсиады, Ворлдскилс и т. д. Цель: сформировать представление о спортивных объектах Казани
4 Наш город 2 часть Раскрашивание изображений родного города. Цель: вызывать гордость за свою малую Родину. Дидактическая игра «Угадай где это?» Цель: закреплять представления о некоторых архитектурных сооружениях родного города. Беседа - рассказ о национальных традициях и обычаях семей воспитанников.
Цель: знакомство с многообразием
Октябрь
5 Растения Раскрашивание, рассматривание изображений представителей флоры РТ. Цель: знакомство с представителями
флоры РТ. Сравнивание растений, рассматривание гербариев.
Цель: Вызывать интерес к объектам растительного мира РТ.
Сбор семян и природного материала. Цель: Развитие положительного отношения к труду. Беседа о бережном обращении к объектам растительного мира РТ. Цель: формировать культуру природопользования.
6 Ферма Беседа «откуда берется хлеб?». Цель: формирование уважительного отношения к хлебу, труду пекаря, агронома, тракториста, мельника и т. д. Что где растет (животные и растения? Закреплять знания детей об объектах живой природы РТ. Презентация «Ферма». Рассматривание фрагментов фильмов.
Цель: знакомство с обитателями фермы и поля.
7 Осень Презентация и зарисовка природных изменений на примере знакомых объектов Казани. Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях. «Покровские посиделки». Цель: продолжить знакомство с национальными традициями РТ Посещение «Осенней ярмарки в ДОУ».
Цель: вызвать интерес к совместному творчеству в семье, ДОУ.
8 Осень 2 часть Сбор и заготовка природного материала для изготовления поделок.
Цель: формирование уважительного отношения к труду. Подготовка клумбы к зиме.
Цель: закрепить знания детей о циклах жизнедеятельности растений. Мастер-класс «рябиновые бусы».
Цель: вызвать положительные эмоции у детей от процесса создания объектов народного творчества.
Ноябрь
9 Лесные животные Презентация Обитатели лесов РТ.
Цель: продолжить знакомить с представителями фауны РТ. «Во зеленом бору (рус.)», «Скок перескок (тат.)» (Водящий без круга, дети перескакивают из круга в круг на 1 или 2 ногах; водящий старается занять место на одном из кругов).
Цель: развивать внимание, ловкость. Театрализация сказки «Три медведя» свой вариант. Цель: закреплять положительное отношение к играм-театрализациям, развивать фантазию.
10 Лесные животные 2 часть Просмотр мультфильма «Шурале».
Цель: познакомить с произведениями творчества писателей РТ. Театрализация сказки «Колобок».
Цель: вызывать с произведениями народного творчества
11 Одежда Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Цель: познакомить с произведениями творчества писателей РФ, прививать КГН. Театрализованный показ мод «Национальный костюм».
Цель: Укрепление взаимоотношений в семье, побуждение совместного творчества в семье; формирование уважительного и гордого отношения к элементам национального костюма. Беседа «Многонациональный Татарстан». Цель: знакомство с народами, поживающими в РТ, в том числе на примере семей воспитанников группы.
12 Головные уборы Изготовление национальных головных уборов (калфак, кокошник, тюбетейка).
Цель: вызывать интерес к творчеству. Оформление головных уборов в лоскутной технике.
Цель: продолжить знакомить с формами творчества. Презентация собственного головного убора.
Цель: развить навыки разговорной речи, эмоциональной устойчивости.
Декабрь 13 Зима Презентация и зарисовка природных изменений на примере знакомых объектов Казани. Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях. «Зимние забавы» катание на ледянках, игра в снежки и городки. Цель: активизировать физическую активность, продолжать знакомить с играми наших родителей. Беседа о любимых зимних забавах.
Цель: формировать уважительное отношение к различным национальным традициям РТ.
14 Снег, лед Наблюдения и эксперименты со снегом, льдом и водой.
Цель: вызывать интерес к объектам неживой природы. «Мороз-красный нос», «Два мороза».
Цель продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм. Конкурс чтецов «Лучше всех!» на тему «Зима». Цель: Знакомство с произведениями народного творчества Республики Татарстан!
15 Новогодняя елочка Создание новогодней игрушки в национальном стиле. Цель: формировать уважительное отношение к различным национальным традициям РТ Игра на национальных музыкальных инструментах курай, гормонь- тальянка, мандолина, баян, свирель. Формирование уважительного отношения к культуре, традициям и обычаям татар и русских.
Водим хоровод. Цель научить получать удовольствие при прослушивании национальной музыки, исполнении национальных танцев. Чтение произведений Г. Тукая, зарисовка иллюстраций.
Знакомство с произведениями творчества представителей Республики Татарстан.
16 Народные праздники Творческое задание «мой дом!» - создание моделей национальной избы.
Цель: формировать любовь к родному краю. Обыгрывание национального праздника «Сабантуй». Цель: продолжить знакомство с национальными подвижными играми. «Рождественские посиделки»
Цель: вызывать интерес и уважительное отношение к праздникам народов проживающих в РТ.
Январь 17 Цирк Презентация «Казанский цирк».
Цель: знакомим со значимыми объектами родного города. Игра на национальных музыкальных инструментах курай, гармонь - тальянка, мандолина, баян, свирель. Формирование уважительного отношения к культуре, традициям и обычаям татар и русских. Прослушивание элементов муз. произведений Э. Бакирова «Су Анасы», «Поют малыши» (нотный сборник».
Цель: Продолжить знакомить с выдающимися жителями нашего города.
18 Зимние забавы Презентация «Народные гулянья зимой».
Цель: продолжать знакомить с зимними народными гуляниями. «Колядки».
Цель: вызывать интерес и положительное отношение к народным праздникам. Литературный вечер «Зима».
Цель: познакомить с произведениями народного творчества о зиме.
19 Зимнее творчество Рисование зимних узоров в различных техниках.
Цель: продолжать знакомить детей с техниками народного творчества (гжель, дымка и т. д.) Строим горку из снега. Цель: формировать уважительное отношение к труду. Выставка платков «Зимний платок». Цель: познакомить с разнообразием использования предметов народного творчества.
Февраль 20 Там, где нет зимы Презентация «Знакомьтесь, животные тропиков».
Цель: расширение кругозора. «Карусели»
Цель продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм.
21 Водный транспорт Презентация «Казанский речной порт».
Цель: знакомим со значимыми объектами родного города. Су анасы (тат.)
Цель продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм. Беседа «Реки Волга и Казанка».
Цель: продолжать формировать уважительное и патриотическое отношение к Малой Родине
22 Воздушный транспорт Презентация «Казанский аэропорт».
Цель: знакомим со значимыми объектами родного города. «Кто дальше бросит (тат.)».
Цель продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм. Рассказ о вертолетном и самолетном заводах в Казани.
Цель: продолжать формировать уважительное и патриотическое отношение к Малой Родине
23 Милая мама Проращивание тюльпанов – символов национального узора РТ.
Цель: трудовое воспитание, формирование уважительного отношения к традициям РТ. «Стретение».
Цель: вызывать интерес и положительное отношение к народным праздникам. Чтение книги «Мамины сказки» А. Алиша.
Цель: познакомить с произведениями татарских писателей.
Март 24 Солнышко Презентация «Солнце». Цель: знакомство с Солнцем – как звездой и объектом неживой природы. «Масленица».
Цель: вызывать интерес и положительное отношение к народным праздникам. Беседа о символике солнца, способах его рисования в национальных узорах.
Цель: продолжать вызывать интерес к национальному узору.
25 Вода Презентация «Водные объекты РТ»
Цель: формирование знаний об объектах неживой природы РТ Театрализация сказки «Су Анасы». Цель: продолжить знакомство с творчеством народов РТ
Чтение сказки «Болтливая утка» А. Алиша.
Цель: познакомить с произведениями татарских писателей.
26 Вода 2 часть Просмотр мультфильма «Федорино горе».
Цель: продолжить знакомить с произведениями русских писателей. «Жмурки»
Цель: продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм
Чтение сказки «Три топора».
Цель: продолжить знакомство с национальным творчеством народов РТ
27 Весна Презентация и зарисовка природных изменений на примере знакомых объектов Казани. Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях. «Карга боткасы».
Цель: вызывать интерес и положительное отношение к народным праздникам. Чтение сказки М. Джалиль «Храбрый заяц».
Цель: продолжить знакомство с творчеством народов РТ.
Апрель 28 Камни Эксперименты с собранными камнями, песком, землей (природный материал). Цель: закрепление знаний о свойствах объектов неживой природы. Игра «узелки» (перебрасывание узелка из платка по кругу сидя, тат.).
Цель: продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм Цикл презентаций «Полезные ископаемые РТ».
Цель: продолжить знакомить с объектами не живой природы в РТ, вызывать уважительное отношение к Малой Родине.
29 Горы Легенды о Казани. Цель: продолжить знакомить с народным творчеством РТ. «В метро».
Цель: закрепление правил безопасности жизнедеятельности. Беседа о рельефе РТ.
Цель: познакомить с понятиями горы, равнины.
30 Телевидение Снимаем мультфильм по мотивам сказки «Су Анасы». Цель: познакомить со способами создания мультипликации. Мастер-класс родителей: Моя профессия. Цель: формировать уважительное отношение к труду и членам семьи. Интервьюирование сотрудников детского сада о их работе. Цель: Поддерживать потребность детей в общении со взрослыми как источниками информации о социальном мире.
31 Телевидение часть 2 Создание фильма «Наш детский сад» по итогам интервьюирования сотрудников. Цель: формирование уважительного отношения к труду взрослых. «Золотые ворота»
Цель продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм. Беседа «Традиции моей семьи». Цель: продолжить формировать знания о социальных отношениях, национальных традициях.
Май 32 Моя Родина «Мой герб». Изготовление и презентация герба своей семьи. Цель: формирование уважительного межнационального отношения в группе. Викторина «Где это? Что это?» (по фото-видеоматериалам о Казани).
Цель: закреплять знания об архитектурных и социальных объектах Казани Прослушивание гимна РТ, рассматривание символики РТ. Просматривание мультфильма о символах РТ.
Цель: знакомство с символикой РТ.
33 Луг Лепка представителей флоры и фауны РТ. Цель: закрепить приемы лепки. «Весенний сабантуй».
Цель: вызывать интерес и положительное отношение к народным праздникам. Беседа «Красная книга РТ».
Цель: познакомить детей с редкими представителями растительного и животного мира РТ.
34 Воздух Презентация о насекомых РТ.
Цель: закрепление знаний о представителях насекомых РТ. «Кот на крыше» (тат.).
Цель: продолжить вызывать интерес у детей к национальным подвижным играм Беседа о пчелах и продуктах пчеловодства.
Цель: формировать интерес и уважительное отношение к труду взрослых.
35 Лето! Презентация и зарисовка природных изменений на примере знакомых объектов Казани. Цель: Закрепление представлений о сезонных изменениях. Национальные игры «ГОРШКИ», «Гуси-Гуси».
Цель: формирование навыков основных движений и контроля тела. Мастер-класс «Фенички».
Цель: формировать уважительное отношение к различным национальным традициям РТ.
36 Спорт Презентация «Спортивные объекты Казани»
Цель: формирование знаний о спортивных объектах Казани. Спартакиада по мотивам игр народов РТ. Цель: закреплять игровые навыки по мотивам игр народов РТ.