Марина Мирошниченко
Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС
ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно укреплять детско-родительские отношения, как фактора благополучного психического состояния ребёнка. Одним из таких подходов является детский туризм, организованный совместно с родителями, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха детей и родителей, а так же привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Планирование туристических походов в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями и реализацией ФГОС» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Специальные педагогические исследования показали целесообразность планирования туристических прогулок в соответствии с циклическим принципом.
В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний, весенне-летний цикл. Каждый цикл – это неразрывное единство трё х взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и поведения итогов туристских прогулок.
Организация и проведение туристического похода осуществляется в несколько этапов.
Подготовительный этап при организации туристического похода предполагает работу из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками ДОУ. Приложение №1
Работа с родителями должна проходить в форме коллективных обсуждений занятий туризмом и принятия совместных решений. Видя заинтересованность воспитателя этой работой, его желание оздоровить и сплотить детей, родители, несомненно, откликаются на обращение помочь подготовить своего ребёнка к туристским прогулкам, а может и принять непосредственное участие в их проведении.
Основные разделы работы по взаимодействию с родителями.
- Информирование родителей о содержании данной работы (родительские собрания).
- Советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня дошкольника (особенно в выходные дни, проведению закаливающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удовлетворения потребности малыша в активной двигательной деятельности.
- Консультации для родителей: «В поход всей семьей», «Лесные забавы», «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».
- Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.
Целью подготовительного этапа является создание психологического настроя на новый вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к предстоящему походу : больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям.
Чтобы процесс подготовки доставил детям удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей.
Основные разделы работы по взаимодействию с детьми:
- проведение бесед с детьми: «Кто такие туристы?», «Снаряжение туриста», «Правила поведения в походе»,
- занятия по познавательному развитию: «Если тебя окружает опасность», «Когда съедобное ядовито», «Поговорим о болезни», «Помоги себе сам», «Город и улицы», «Сигналы опасности природы», «Перекресток и движение», «Правила поведения в природе»
- художественно-творческая деятельность детей: изготовление специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением личного и группового снаряжения, разучивание походных песен, лепка из пластилина рельефных основ, возвышенностей, впадин, рисование отдельных деревьев, леса, реки.
- дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста», «Найди дорогу», «Найди сокровища», «Составь план местности» и т. д.
- подвижные игры: «Мы ловкие», «Развиваем силу», «Подружись с ракеткой», «Путешествие на Необитаемый остров», «Тренировка, тренировка, кто из вас сегодня ловкий», «Мы - туристы», «Юный турист», «Я хочу быть выносливым» и т. д.
Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей туристским прогулкам (общей и специальной) :
Общая физическая подготовка осуществляется в процессе:
- плановых физкультурных занятий:
- утренней гимнастике,
- подвижных играх,
- упражнений на прогулке,
- тематических физкультурных досугах.
Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристских прогулок :
- дозированная ходьба и ежедневные пробежки,
- спортивные игры с бегом и прыжками.
Медицинская сестра комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.
Основной этап предполагает:
• сбор участников похода,
• движение к месту отдыха,
• остановка, привал, через каждые 30-40 мин. ,
• прибытие на место отдыха, где организовывается :
наблюдение в природе,
беседы, чтение произведений художественной литературы,
игры, эстафеты, сбор природного материала,
самостоятельная деятельность с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, бадминтон,
использование упражнений на дыхание («Сдуй листок», «Надуем шар», «Поезд», «Самолёт», игры на внимание («Деревья - кусты», «Великаны - карлики», «Бабочки, стрекозы, лягушки»,
знакомство с местными достопримечательностями и т. д.
сбор детей в обратный путь, когда детям предлагают отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье, спеть любимые песни, собрать свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание необходимо уделить сбору мусора.
Время на обратную дорогу по возвращению детей в детский сад отводится больше, т. к. скорость движения целесообразно снизить.
Заключительный этап
На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют, делают выводы о влиянии похода на укрепление здоровья, создают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные впечатления, организовывают сюжетно – ролевые игры с внесением туристических принадлежностей, предметов-заместителей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повышает интерес детей к туризму.
Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.
С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы - туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.
Родителям вместе с детьми предлагают изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.
Приложение №1
Модель взаимодействия персонала ДОУ
в организации туристских прогулок
Воспитатель Инструктор по ФК Медперсонал
(врач, медсестра) Заведующий и старший воспитатель
1 2 3 4
1. Подготовка к туристским прогулкам.
1. Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристического инвентаря.
2. Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры 1. Осуществляет физическую подготовку детей к прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту.
2. Разрабатывает маршруты и составляет конспекты туристских прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей.
3. Проводит стартовую диагностику двигательной подготовленности детей. 1. Формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития.
2. Осуществляет контроль за соответствием нагрузки на физкультурных занятиях возможностям детей. 3. Комплектует специальную походную аптечку.
4. проводит беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях о способах оказания первой медицинской помощи 1. Создают условия для организации нового вида двигательной деятельности в детском саду
(оборудование полосы препятствий, приобретение группового туристского снаряжения и др.)
2. Осуществляет необходимую работу по повышению квалификации по данному вопросу.
1 2 3 4
2. Проведение туристских прогулок.
1. Вместе с детьми распределяет туристские должности.
2. Контролирует качество подготовки и состояние личного снаряжения, обуви, одежды детей.
3. Наряду с инструктором участвует в организации игр и свободных занятий на привале. 1. Проводит вместе с воспитателем туристские прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам.
2. Осуществляет дифференцированный подход в определении физической и психологической нагрузки, подборе познавательного материала. 1. Осуществляет медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей.
2. Осуществляет контроль за аппетитом и сном детей.
3. при необходимости дает советы по подбору одежды ребёнку в зависимости от погоды и состояния здоровья дошкольника. 1. Обеспечивает участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулок.
2. Готовит приказ о выходе детей за пределы дошкольного учреждения.
3. Подведение итогов.
1. Организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажа для родителей.
2. Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристских навыков.
3. Создаёт условия на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности.
4. Привлекает детей к ремонту личного инвентаря. 1. Наряду с воспитателем учувствует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга).
2. Проводит игровые досуги, слёты, физкультурные праздники.
3. Осуществляет итоговую диагностику двигательной активности. 1. Определяют динамику заболеваемости и физического развития детей.
2. Дают рекомендации по дозированию нагрузки в последующих прогулках. 1. организуют итоговые педсоветы (круглые столы) по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт.
2. Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей.