Наталья Мамаева
Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение и развитие паралингвистических средств общения
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Изучение и уточнение эмоциональных состояний - Беседа
- Игра «Разные настроения»
2 Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние - Мимические средства (мимическая гимнастика как часть занятия по артикуляционной гимнастике с использованием зеркала).
- Графические изображения лица
(пиктограммы).
Публикация «Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Цветовая характеристика эмоций ( каждая из них имеет свой цвет: радость – синий, грусть – салатовый, гнев – красный, испуг – оранжевый, удивление – бирюзовый).
- Игры «Облака», «Наседка и цыплята», «Колобок», «Сказочные зайцы».
3 Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей - Прослушивание музыкальных фрагментов определение эмоционального настроения.
- Игры «Кто как танцует», «Подбери к мелодии нужный цвет»
Формирование интонационной стороны речи
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Формирование воспроизведения ритма речи - Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию ритмических рисунков
2 Формирование восприятия выразительности речи - Игры «Чей голос?», «Какое настроение у медвежонка?» «Какой мальчик говорит?»
3 Использование междометий в экспрессивной речи - Проговаривание с нужной интонацией междометий: «Ай-ай-ай!», «Ох!», «Фу!», «Ой!», «Ух!», «О!», «Ух, ты!», «Ах!», «Ой-ой!», «А-А-А!» на материале стихотворений.
4 Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи - Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряжено, отраженно, самостоятельно. Игра «У меня есть кот»
5 Умение дифференцировано использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи - Диалоги.
- Стихотворения.
- Игры-драматизации «Теремок», «Лиса и рак», «Пропала собака», «Три медведя»
Планирование занятий по теме «Словообразование»
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Образование слов с ласкательным значением.
1. Существительные: «дом – домик», «огурец – огурчик» и т. п.
2. Прилагательные: «вкусный – вкусненький», «добрый – добренький» и т. п. - Игры «Ласковые имена», «Скажи ласково»
2 Образование слов-антонимов.
1. Существительные: «день – ночь», «смех – грусть» и т. п.
2. Прилагательные: «добрый – злой», «мокрый – сухой» и т. п. - Игры «Скажи наоборот», «Вредный Буратино»
3 Образование слов-синонимов: «грустный – печальный, унылый»; «злой – жестокий, недобрый» - Игры «Слова-приятели»,»Скажи по- другому»
4 Образование слов со значением увеличительности.
1. Существительные: «глаз – глазище», «нос – носище» и т. п.
2. Прилагательные: «большой – большущий», «высокий – высоченный» - Игра «Карлики – великаны»
5 Образование прилагательных путем чистого или префиксального повтора:
«добрый-добрый, добрый-предобрый»; «веселый-веселый, веселый-превеселый» и т. п. - Игра «У меня столько, а у тебя еще больше»
6 Образование превосходной степени прилагательных: «глупый – наиглупейший», «хитрый – наихитрейший» и т. п. -Игра «У меня столько, а у тебя еще больше»
Планирование занятий по теме
«Образование словосочетания»
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Добавление слов в словосочетании:
«Умная – собака, голова, девочка, сова» и т. п. - Игра «Про кого так говорят»
2 Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени: «суп вкусный – торт вкуснее – мороженое самое вкусное» ит. п. - Игра «Подбери к цвету слова»
3 Образование словосочетаний с синонимически близкими словами: «печальный ослик – грустный пес» и т. п. - Игра «Скажи по другому»
4 Образование словосочетаний со словами противоположного значения: «хороший день – плохой день», «добрый волшебник – злой волшебник» и т. п. - Игры «Скажи наоборот», «Вредный Буратино»
5 Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому: «дом – домик: большой дом – маленький домик», «огурец – огурчик: зеленый огурец – зеленый огурчик» и т. п. - Игра «Подбери красивое слово»
6 Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному: «высокий – высоченный; высокий дом – высоченный домище» и т. п. - Игра «Про кого так говорят»
Планирование занятий по теме «Составление предложений»
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Составление предложений с заданным словом: «хорошее - у Ромы хорошее настроение» и т. п. - Игра «Подбери нужные слова»
2 Составление предложений из отдельных слов: «в, лес, жить, злющий, волчище – В лесу живет злющий волчище» и т. п. - Игра «Подружи слова»
3 Распространение предложений с помощью синонимов: «Мы читали интересную книгу – Мы читали интересную, увлекательную, занимательную книгу» и т. п. - Игра «Снежный ком»
4 Составление предложений с противоположным значением: «Айболит был добрый, а Бармалей… - Айболит был добрый, а Бармалей был злой» и т. п. - Игра «Скажи наоборот»
5 Составление предложений с использованием прилагательных в сравнительной и превосходной степени: «Дима был веселый, его брат Саша еще веселее, а Коля – самый веселый» и т. п. - Игра «Веселые матрешки»
6 Составление предложений, описывающих Эмоциональное состояние : «Мне было грустно потому, что… - Мне было грустно потому, что я был дома один» и т. п. - Игра «Закончи предложение»
7 Преобразование деформированного предложения: «Злой собака громко рычать – Злая собака громко рычит» и т. п. - Игра «Помоги Незнайке»
Планирование занятий по теме «Обучение рассказыванию»
№ Содержание занятий Приемы работы
1 Составление небольших рассказов - Игровое предложение «Прочитай письмо
2 Составление рассказов по серии сюжетных картин («Синичка», «Разбитая чашка», «Собака-санитар», «Заяц и морковка», «Пожар в лесу», «Шалун Беляк», «Маша и Пушок» и др.) - Расположение в нужном порядке картинок.
- Определение эмоционального состояния героев и вкладывание под соответствующей картиной пиктограммы
- Передача содержания картинок «по цепочке» (один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает).
- Рассматривание серии картинок и определение их последовательности.
- Переворачивание картинок и составление их по памяти.
- Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описанием предыдущего события.
- Рассказывание его «в лицах».
- Дополнение рассказа из личного опыта.
3 Составление рассказов по сюжетной картине - Вопросы, касающиеся всех деталей сюжета, и ответы детей.
-Рассказ, составленный из ответов детей.
- Составление плана рассказа с использованием опорных картинок, пиктограмм, схем, что помогает направить рассказ дошкольников в нужное русло.
- Составление рассказа «по цепочке»
-Самостоятельный рассказ ребенка без помощи логопеда