Елена Паничкина
План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Паничкина ЕА
Тема Объяснение значения слова как способ проверки
(«От значения слова – к правильной букве»)
Цель
Обучение решению орфографических задач в корне названий предметов; формирование у детей привычки задумываться над значением слов, указание на то, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.
Публикация «План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.
- Познавательные УУД: Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.
Планируемый результат Предметные:
Знать: понятия «этимология» слова и «лексическое значение» слова».
Уметь: объяснять лексическое значение слова как способ проверки; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Этимология слова, лексическое значение слова
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь-задачник ч. 2
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Формы работы Время УУД
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- настроить детей на качественную, продуктивную работу.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
- Улыбнитесь друг другу.
-Проверяют готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей)
-Улыбаются друг другу и садятся за парты 2 мин. Личностные УУД: интерес к уроку «русский язык», уважение к нему, осознание себя носителем знаний по предмету, желание ими умело пользоваться.
II. Постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности
Цель: организация формулирования темы урока учащимися; организация постановки цели урока учащимися; актуализация опорных знаний и умений; мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Проверка домашнего задания
- Прочитайте проверяемые и проверочные слова, назвать способы проверки.
- Для каких слов использовали словарь?
- Какие способы подбора проверочных слов использовали?
- Прочитайте тему нашего урока.
Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему, цели урока. (Сегодня нам предстоит узнать как от значения слова зависит выбор правильной буквы)
коллективная 3 мин Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться построить свои диалогические и монологические высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу.
III. Осознанное выполнение определенных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.
Цель: знакомство с новым способом подбора проверочного слова; упражнение в подборе проверочных слов для корневых орфограмм разными способами
1) Прочитайте слова, записанные на доске
М. роз, сн. жинка, вет. р, ин. й, сн. говик, сн. жок
- Что у них общего? - На какие 2 группы можно их разделить?
2) Назовите словарные слова.
- Запишите их в тетрадь красиво, вставляя пропущенные буквы.
- Где можно проверить правильность написания словарных слов?
Проверка.
- Объясните написание пропущенных орфограмм.
-Докажите, что это однокоренные слова.
Сн. жинка, сн. говик, сн. жок
- Запишите слова в тетрадь, пропуская орфограмму.
- Подумайте, какую орфограмму нужно вставить, а для этого давайте вспомним какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете?
1. Изменить слово по числам.
2. Изменить слово по «команде» вопросов.
3. Назвать предмет ласково.
- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово для данной группы однокоренных слов, используя изученные способы проверки.
1. Изменим слова по числам.
- Есть ли среди этих слов проверочные?
2. Изменим слова по «команде» вопросов.
- Есть ли среди этих слов проверочные?
3. Назовём слова ласково.
- Смогли ли мы найти проверочное слово?
- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще один способ подбора проверочных слов.
a) Откройте учебник на стр. 47, упр. 374
- Прочитайте слова первого столбика.
- Спишите слова в столбик, пропуская орфограммы.
- Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «тот, кто…»
Объясняют, записывают проверочные слова и вставляют пропущенные орфограммы. Один ученик у доски.
- Удалось ли нам выбрать букву?
- Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.
- Что мы делали в начале?
- Кто сможет назвать способ проверки?
- Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов-предметов : от значения слова - к правильной букве.
- Подумайте, а теперь сможем ли мы подобрать проверочное слово к словам
«сн. жинка, сн. говик, сн. жок», используя новый способ подбора слов?
все слова предметы
словарные слова и однокоренные
К доске идет ученик и делит слова на группы
М. роз, вет. р, ин. й
Один ученик у доски вставляет гласные и объясняет написание
Они имеют общее значение, то есть их можно объяснить с помощью одного и того же слова «снег» и есть общая часть– корень «снег - снеж»
На доске появляются слова с попущенной орфограммой
- Снежинки, снеговики, снежки
- Много чего? снежинок, снеговиков, снежков
- Снежиночки, снеговички, снежочки
Вывод: ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. Как быть?
гр. знуля
ч. стюля
с. лач
сл. бак – тот, кто грязный
– тот, кто чистый
– тот, кто сильный
– тот, кто слабый
-кра. ка
-ука. ка
-к. нюшня
-к. фейник -то, чем красят
-то, чем указывают
-то, где живут кони
-то, в чем варят кофе
- Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву.
- Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве
Их можно объяснить при помощи слова «снег», значит, во всех словах вставляем гласную Е коллективная 10 мин Личностные УУД:эстетические чувства, в том числе стремление к аккуратному, красивому выполнению работ.
Регулятивные УУД: осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению, пользоваться различными видами помощи
Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи, подводить под понятие, доказывать и определять.
IV. Физминутка
Цель: сохранение здоровья обучающихся Ударяем молоточком
По словам, по словам.
Гласный О сейчас ударный,
Или А, или а!
Ударением ударим
По словам, по словам…
Звуки скачут на лошадках: Скок-поскок, трам-тарам. (3-4 раза)
дети сжимают руки в кулаки,
ударяют кулаком о кулак,
попеременно меняя руки
выполняются прыжки на двух ногах
5 мин
V. Первичное закрепление.
Цель: закрепить, уточнить полученные знания.
Задание 374 – Кого или что так называют?
Объясните значения слов с помощью однокоренных.
- Расскажите, как ученые, каким еще способом можно узнать букву в корне слова.
- Запишите слова, вставляя буквы. Перед каждым пишите проверочное.
- Сравните по значению первые 2 слова. Как их назовете?
Задание 375 – Запишите слова, выбирая буквы; устно этот выбор будем объяснять : когда так говорят.
Продолжение этой работы в ТПО.
- Какой еще способ проверки вам пригодился в этом задании?
Выполняют тренировочные задания в подборе проверочных слов новым способом.
Выполняют задание с опорой на инструкцию ТПО.
индивидуальная 10 мин Личностные УУД: стремление к соблюдению морально – этических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за свои действия.
Регулятивные УУД: действовать по плану и планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою.
Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющимися знаниями, опытом.
VI. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель: проверка умения подбирать проверочные слова для корневых орфограмм. Тетрадь – задачник, упр. 376, стр. 31
- Кто с нами сегодня познает тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)
- Он очень хочет домой, но своё контрольное задание выполнил с ошибками.
- Помогите их найти и исправить. Можете пообщаться с соседом, работайте в паре парная
7 мин Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные УУД: проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одно-классниками, осуществлять совместную деятельность.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторений.
Цель: закрепить полученные знания.
- Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».
- Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?
- Поделитесь дома важным открытием.
- От значения слова – к правильной букве
Вывод: помни, если задумываться над значением слова, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.
коллективная 3 мин Личностные УУД: положительное отношение к учению, учебно – познавательный интерес.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. - Наш урок подошел к концу.
- Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока. Поднимите карточки с цифрой.
1. Понял, могу помочь другим
2. Понял
3. Понял, но нужна помощь
4. Ничего не понял
- Спасибо за урок!
Если вы захотите узнать, что произошло с Виктором в стране невыученных уроков, прочитайте книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»
Выполняют самооценку работы.
- показывают карточки с номером коллективная 4 мин Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои результаты, осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.
IX. Домашнее задание
Цель: отработка полученных навыков С. 48 у. 377
1 мин