Наталья Гурьева
План социализации детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома, на данный момент имеет ярко выраженную актуальность, которая заключается в том, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, не имеют возможности усвоения социального опыта в той полноте, в которой он предстаёт перед их сверстниками; социализация этих детей отягощена тем, что они имеют проблемы интеллектуального развития, которые в свою очередь меняют восприятие мира.
Публикация «План социализации детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детских домов с ограниченными возможностями здоровья оказываются особенно уязвимыми. Как показывает практика, они не отвечают требованиям современного общества. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. В связи с этим одной из важных задач является - социализацию данных детей с учетом характера их дефекта и будущего положения в обществе.
Главная проблема детей – сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей. Это является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
В нашем детском доме воспитываются дети – сироты дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : дети с интеллектуальными нарушениями, детским церебральным параличом. Считаю, что создание комфортных условий для обучения и познания окружающего мира с помощью использования компьютерных технологий даст положительный результат в дальнейшей подготовке к самостоятельной жизни.
Основной целью воспитательной работы мы всегда ставили подготовку наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации данной цели в детском доме создана особая развивающая среда, которая способствует развитию личности каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. На данный момент проблема социализации детей – сирот с ОВЗ решается традиционно, на основе программы учреждения. С детьми проводятся разные виды занятий, экскурсии, беседы, наблюдения на прогулках. Но дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, находятся в ином «информационном поле». Ознакомление с окружающей действительностью отягощено тем, что дети имеют проблемы интеллектуального и физического развития, которые в свою очередь меняют восприятие мира, и так ограниченного.
Использование компьютерных технологий даст возможность расширять представление детей об окружающем мире, в котором он живёт, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь. Выявленные искажения социально – бытовой ориентировки диктуют необходимость разработки специальных программ их социализации, ознакомлению с окружающим миром.
Понимая сложность процесса социализации детей в детском доме и для повышения качества образования воспитанников, был разработан проект компьютерного мультимедийного развивающего комплекса «Цветик – семицветик» по формированию навыков социальной адаптации, ознакомлению с окружающей действительностью с использованием компьютерных коррекционно-развивающих технологий
Цель: Расширять представления об окружающем мире у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посредством компьютерных технологий.
Основные задачи:
создание аудиовизуальной базы стимульного материала по ознакомлению с окружающей действительностью, структурированного и классифицированного в соответствии с планом обучения, и воспитания.
разработка специальных компьютерных коррекционно-развивающих упражнений на основе продуктивных видов деятельности, направленных на закрепление знаний об окружающей действительности.
подбор методик и критериев эффективности применения разработанного компьютерного комплекса по ознакомлению с окружающей действительностью.
разработка методических рекомендаций по использованию компьютерного программно-развивающего комплекса по ознакомлению с окружающей действительностью.
Ожидаемый результат: Применение компьютерных технологий в сочетании с традиционными педагогическими технологиями в ходе ознакомления с окружающим миром будет способствовать накоплению больших объемов пополняемой и структурированной информации, качественному индивидуальному обучению. росту мотивации, созданию эффекта аудиовизуального присутствия, моделированию ситуаций, недоступных для наблюдения ребенком.
Формы работы: Программно – развивающий комплекс состоит из шести блоков: животный мир, растительный мир, предметный мир, социальный мир, времена года, праздники России. В каждом блоке представлены:
1. Презентационный материал (рисованные реалистичные и стилизованные изображения предметов, фото и видео материалы, аудио сопровождение)
2. Дидактические игры и упражнения (направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения и др. психических процессов)
3. Речевой материал (стихи, загадки, потешки, пословицы и поговорки, пальчиковые игры, тексты).
Блок Животный мир включает в себя разделы: животные, насекомые, птицы; которые в свою очередь имеют более детальную классификацию.
Педагог имеет возможность знакомить детей с животным миром на рисованных реалистичных картинах, фото и видео материалах. Чтобы сформировать объективное представления о живой природе педагог может использовать аудио сопровождение и ребёнок сможет услышать «голоса» природы.
Для повышения эффективности и динамичности коррекционно-образовательного процесса детям предлагаются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие познавательной деятельности. Они представляет собой своеобразную практическую форму ознакомления ребенка с окружающей его природой. С целью расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря педагог может активно использовать речевой материал, который представлен в разнообразии и в определённой систематизации.
Блок Растительный мир включает в себя подразделы: деревья, овощи, фрукты, ягоды, цветы, грибы. На предложенном материале дети учатся дифференцировать предметы неживой природы, узнавать и называть их, а также соотносить визуальный образ предмета с его реальным видом (фото и видео) и рисованным изображением.
Блок Предметный мир знакомит детей с окружающими предметами, созданными руками человека, способствует формированию представлений о функциональном назначении предметов, окружающих ребёнка, и о способах действия с ними и представлен разделами: инструменты, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, мебель.
Блок Социальный мир вводит детей в мир социальных отношений, направлен на то, чтобы познакомить и научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми и включает в себя разделы: эмоции, семья, город.
Раздел «Эмоции» знакомит детей с проявлением эмоций в зависимости от определённых ситуаций, позволит детям научиться понимать состояние, чувства и переживания людей. Раздел «Семья» формирует у детей представления о членах семьи и подводит детей к пониманию того, что такое семья. Представленный материал в этом разделе позволяет сформировать у детей адекватные представления о человеке, о внешнем строении человека, знакомит с возможностями организма, поможет научить идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик). Раздел «Город» знакомит детей с понятием город, явлениями общественной жизни, с названием и назначением некоторых общественных зданий (школа, детский сад, магазин, аптека и т. д., а также позволяет получить представление о профессиях человека.
Блок Времена года позволяет формировать у детей временные представления, соотносить картины окружающего мира (видео, фотографии) с временами года, что дает ребёнку возможность систематизировать жизненный опыт в сфере сезонных явлений.
Блок Праздники России. Детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения, трудно представить, что такое страна, Родина и поэтому к жизни всвоей страны мы приобщаем детей посредством знакомства с праздниками России. На фото и видео материалах, которые отображают, как готовится страна к праздникам, как отмечают различные праздники россияне, тем самым вызвать у детей чувства сопричастности к большим событиям родной страны.
Развитие игровой деятельности. Использовать видео, фотографии с целью формировать представление взаимоотношений. В играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развитие навыков самообслуживания. Знакомить с правилами и продолжать развивать навыки самообслуживания. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Подобрать видеоматериал с целью приучать детей аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Формировать умение самостоятельно заправлять кровать.
Приобщение к труду. Подобрать видеоматериал с целью приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
1. Порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, помогать воспитателю (выполнять его поручения, приводить в порядок (очищать, просушивать, относить в отведенное место) используемое ими в трудовой деятельности оборудование.
2. Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
3. Выполнении посильной работы (ухаживать за комнатными растениями, поливать их, расчищать снег, подкармливать зимующих птиц и пр.). Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.
4. Знакомить детей с профессиями, подчеркивать значимость их труда.
Формирование основ безопасности. Формировать элементарные навыки безопасного поведения в природе. Знакомить с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями (без разрешения взрослых не рвать растения, не трогать и не кормить животных и пр.); с правилами поведения в природе (не отходить от взрослых, без разрешения взрослых не подходить к водоемам, не пить из ручья, не купаться и пр.). Дать представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах: продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»; знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; закреплять знание значения сигналов светофора. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, с правилами перехода через дорогу. Подводить детей к осознанному соблюдению правил дорожного движения. Закреплять знания правил дорожного движения в сюжетно-ролевых играх.
Формировать элементарные навыки безопасности собственной жизнедеятельности: знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми. Закреплять у детей знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей, формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался и пр.). Рассказать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных.
Перспективный план освоения образовательной области «Социализация» направлен на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Его можно с успехом применять при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного школьного возраста, что позволит повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса, сформировать адаптивные навыки и подготовить воспитанников детского дома с ограниченными возможностями здоровья к успешной социализации.
Литература
1. Екжанова, Е. А, Стребелева, Е. А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2010
2. Шахманова, А. Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями / А. Ш. Шахманова. - М. : Школьная Пресса, 2008.
3. Шахманова, А. Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста / А. Ш. Шахманова. – М. :ACADEMA, 2005.
4. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. — М. :АРКТИ, 2000.
5. Кукушкина,О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. / О. И. Кукушкрна. – М. : ИКП РАО, 2006.
6. Горвица, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвица. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 .
7. Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О. И. Кукушкина. — М. :ИКП РАО, 2007
8. Кожевникова, Е. В, Клочкова Е. В. Нет «необучаемых» детей!» / Е. В. Кожевникова, Е. В. Клочкова. – СПб. : КАРО, 2007