Мубарак Эргешова
План самообразования по теме «Использование игровых приемов при ФЭМП у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить собственный уровень знаний и применение в дальнейшей практической работе;
2. Использования игр при формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Задачи:
• обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
• учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
Публикация «План самообразования по теме „Использование игровых приемов при ФЭМП у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
• развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
Актуальность
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В. А. сухомлинский
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций. Формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности
В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем в учебном процессе. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры, ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый интересным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений, познавательной сферы, применения накопленных знаний и опыта.
Обучение продуктивно если оно идет в контексте игровой деятельности. Особенно она важна в формировании основ математического развития у детей младшего дошкольного возраста. Самым близким и любимым занятием для ребёнка в этом возрасте является игра. Внимание у детей младшего возраста неустойчивое. Для того, чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях, широко применяется игровые приемы и дидактические игры.
В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Исходя из этого и учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры. Игровые методы и приемы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы.
Месяц Методическая работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1. Планирование работы с детьми на новый учебный год.
2. Составить перспективный план работы по самообразованию;
2. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;
Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).
1. Знакомства с родителями
2. Разработка плана - программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Октябрь
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
Ноябрь
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Декабрь
1. Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
2. Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». 3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Январь
Объединение предметов в группу по форме, размеру.
1.«Найди пару», «Разложи по коробочкам».
2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша, настольно-печатные игры).
Беседа с родителями на тему: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
Февраль
1. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
2. Знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактическая игра «Что лишнее?» Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». «Что изменилось?»
Привлечение родителей к совместной работе над созданием математического уголка
Март
1. Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
2. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
«Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
Проведение конкурса среди родителей «Математические игры для наших детей».
Апрель
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».
4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
Май
Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
1. Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
2. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики».
Родительское собрание: “Наши успехи”
Июнь
1. Подведение итого работы по плану саморазвития;
2. Вывод. Работа с детьми
Июль
Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
Изучение инновационных технологий по обучению детей математическим способностям
Август
Разработка плана по самообразованию на следующий год, изучение справочной литературы
Литература
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед. наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина
6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
8. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
9. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», - М. : Просвещение 1990
10. Практический курс математики для дошкольников. - Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с
11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с
12. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004
13. Журналы “Дошкольное воспитание”, «Ребёнок в детском саду», “Детский сад”. “Всё для воспитателя”.