МААМ-картинки

План самообразования по теме «Речевое развитие детей средней группы в соответствии с ФОП»

Гульшан Алиева
План самообразования по теме «Речевое развитие детей средней группы в соответствии с ФОП»

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского,

«мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия…

Актуальность темы

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Задачи:

Образовательные задачи:

• Формировать у детей среднего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую

• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

Развивающие задачи:

• Упражнять в составлении связных высказываний

• Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы

• Активизировать словарь детей

• Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;

• Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз

• Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

Овладение связной монологической речью-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окруженияя, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Проблема развития речи дошкольников-комплексная, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социо-, а также психолингвистики.

Поэтому становление педогогической системы обучения дошкольников родному языку необходимо рассматривать в контексте развития смежных наук – языкознания и психологии, в значительной степени определивших направление речевого воспитания.

Дошкольный возраст- период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приебрести коммуникативные и речевые умения (это отличная вербальная память, языковое чутье) и навыки.

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется правильному пониманию ребенком значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи», «посуда».

Развитие речевых и коммуниктивных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности, которую невозможно представить без развитой культуры речи. Под ней понимается не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения.

В течение года речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.

План работы по теме самообразования на 2024/25 уч. год

№ Формы работы Сроки Содержание работы Практический выход

1 Детальное изучение методической литературы

1 нед. сентября

2 нед. сентября

3 нед. сентября

4 нед. сентября Программа развития речи дошкольников О. С. Ушакова.

Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова.

Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте Н. В. Нищева.

Дидактические игры Теоретические знания педагога. Повышение компетентности.

2 Изучение работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи и развитие словаря.

Развитие связной речи и коммуникативных умений.

Изучение методических рекомендаций. 1 нед. октября

2 нед. октября

3 нед. октября

4 нед. октября Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова Теоретические знания.

Использование рекомендаций в работе.

Повышение компетентности.

3 Просмотр работы наставника. Составление рассказа-описания по теме «Мебель»

Проведение занятия совместно с наставником.

Составление рассказа по картинке.

Самостоятельное проведение занятия. «История про мишку и штанишки». Описание игрушек. 1нед. ноября

2 нед. ноября

3 нед. ноября Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова Изучение опыта наставника.

Использование рекомендаций в работе.

Использование полученного опыта в работе.

4 Подготовка и проведение открытого занятия Декабрь –

Январь Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова

Использование опыта в работе с детьми, реализация методической идеи, применения ее в работе.

5 Просмотр работы наставника. Занятие 10

Проведение занятия совместно с наставником.

Занятие 11.

Самостоятельное проведение занятия. Занятие 12. Февраль Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте Н. В. Нищева.

Изучение опыта наставника.

Пополнить знания эффективными приемами работы.

Использование полученного опыта в работе.

6 Разработка картотеки дидактических игр Март Интернет ресурсы, методическая литература. Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играм

7 Подготовка к проведению мастер-класса «Развитие мелкой моторики» Апрель Методическая литература, интернет ресурсы.

Повышение профессионального мастерства

8 Подготовка изученного материала для отчета на педсовете Май Все используемые ранее источники методической литературы, интернет ресурсы

Выступление на итоговом педсовете

Вывод:

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование граммотического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Важно помнить, что развитие речи детей дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, чтобы проводимая работа дала положительный результат. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия и подачи материала по развитию речи детям, а также более тесному привлечению родителей к работе по повышению уровня речевого развития у детей.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с дидактическими играми и упражнениями.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе с ТНР по теме «Насекомые» (с домашним заданием) Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые». 2. Упражнять в образовании и употреблении.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования по теме «Речевое развитие детей средней группы в соответствии с ФОП»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 20:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования по теме «Речевое развитие детей средней группы в соответствии с ФОП»» (включая файлы) размещена пользователем Гульшан Алиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД