Гульшан Алиева
План самообразования по теме «Речевое развитие детей средней группы в соответствии с ФОП»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского,
«мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Важно обогащать эти ощущения и восприятия…
Актуальность темы
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Формировать у детей среднего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивающие задачи :
• Упражнять в составлении связных высказываний
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы
• Активизировать словарь детей
• Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
• Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз
• Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Овладение связной монологической речью-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окруженияя, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Проблема развития речи дошкольников-комплексная, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социо-, а также психолингвистики.
Поэтому становление педогогической системы обучения дошкольников родному языку необходимо рассматривать в контексте развития смежных наук – языкознания и психологии, в значительной степени определивших направление речевого воспитания.
Дошкольный возраст- период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приебрести коммуникативные и речевые умения (это отличная вербальная память, языковое чутье) и навыки.
Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется правильному пониманию ребенком значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря. В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи», «посуда».
Развитие речевых и коммуниктивных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности, которую невозможно представить без развитой культуры речи. Под ней понимается не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения.
В течение года речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.
План работы по теме самообразования на 2024/25 уч. год
№ Формы работы Сроки Содержание работы Практический выход
1 Детальное изучение методической литературы
1 нед. сентября
2 нед. сентября
3 нед. сентября
4 нед. сентября Программа развития речи дошкольников О. С. Ушакова.
Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова.
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте Н. В. Нищева.
Дидактические игры Теоретические знания педагога. Повышение компетентности.
2 Изучение работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи и развитие словаря.
Развитие связной речи и коммуникативных умений.
Изучение методических рекомендаций. 1 нед. октября
2 нед. октября
3 нед. октября
4 нед. октября Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова Теоретические знания.
Использование рекомендаций в работе.
Повышение компетентности.
3 Просмотр работы наставника. Составление рассказа-описания по теме «Мебель»
Проведение занятия совместно с наставником.
Составление рассказа по картинке.
Самостоятельное проведение занятия. «История про мишку и штанишки». Описание игрушек. 1нед. ноября
2 нед. ноября
3 нед. ноября Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова Изучение опыта наставника.
Использование рекомендаций в работе.
Использование полученного опыта в работе.
4 Подготовка и проведение открытого занятия Декабрь –
Январь Развитие речи «Мир открытий» О. С. Ушакова
Использование опыта в работе с детьми, реализация методической идеи, применения ее в работе.
5 Просмотр работы наставника. Занятие 10
Проведение занятия совместно с наставником.
Занятие 11.
Самостоятельное проведение занятия. Занятие 12. Февраль Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте Н. В. Нищева.
Изучение опыта наставника.
Пополнить знания эффективными приемами работы.
Использование полученного опыта в работе.
6 Разработка картотеки дидактических игр Март Интернет ресурсы, методическая литература. Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играм
7 Подготовка к проведению мастер-класса «Развитие мелкой моторики» Апрель Методическая литература, интернет ресурсы.
Повышение профессионального мастерства
8 Подготовка изученного материала для отчета на педсовете Май Все используемые ранее источники методической литературы, интернет ресурсы
Выступление на итоговом педсовете
Вывод:
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование граммотического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Важно помнить, что развитие речи детей дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, чтобы проводимая работа дала положительный результат. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия и подачи материала по развитию речи детям, а также более тесному привлечению родителей к работе по повышению уровня речевого развития у детей.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с дидактическими играми и упражнениями.