Людмила Арутюнян
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида»
(МДОУ «Д/с № 22»).
План самообразования по теме
"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Должность: воспитатель
Арутюнян Людмила Александровна
2020г
Цель самообразования:
повышение своего профессионального мастерства и компетентности совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности дорожно - транспортной среде.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» размещена в разделах
Задачи самообразования:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- расширять словарный запас по дорожной лексике;
- активизировать взаимодействие с родителями;
- сплотить детский коллектив.
Тема:
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Цель:
-создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи:
• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
• Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : АСТ-ЛТД», 1997.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
5. Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М. : Сфера, 2005.
7. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
8. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Третий Рим», 2007
9. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005
Пояснительная записка
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Основой содержания работы с детьми в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- Познавательное
- Речевое.
- Социально-личностное.
- Художественно-эстетическое.
- Физическое.
Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Формы и методы обучения дошкольников ПДД.
Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3 Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
7. Изготовление папок передвижек
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь
1. Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки.
2. Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.
3. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.
4. Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов.
5. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.
6. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"
7. Подвижная игра
8. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.
Консультация для воспитателей:
«Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»
1. Беседа
«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»
2. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».
3. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».
октябрь
1. Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.
2. Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора.
3. Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.
4. Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»
7. Дидактические игры
8. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Подготовка к проведению развлечений с детьми по ПДД
1. Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
2. Памятка для родителей «Дети и дорога».
ноябрь
1. Беседа с детьми о запрещающих знаках
2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина
3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"
4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.
5. Дидактические игры
6. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"
7. Чтение: С. Волков "Про правила движения"
8. Сюжетно-ролевые игры "Гараж"
Организация и проведение игр по ПДД
1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».
Декабрь
1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.
2. Рисование дорожных знаков по желанию.
3. Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.
4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков
6. Дидактические игры
7. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"
8. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков
9. Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»
Консультация
«Безопасность детей на улицах города»
1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».
Январь
1. Беседа о информационно-указательных знаках
2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
3. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
4. Дидактические игры
5. Подвижные игры
6. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!»
7. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
8. Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».
Февраль
1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»
2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».
4. Дидактические игры
5. Подвижные игры
6. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"
7. Конструирование "Улица города"
Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД»
1 .Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»
март
1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры
4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.
5. Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
6. Рисование различных марок и видов машин
7. Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»
Консультация «Безопасность детей»
Консультация для родителей «Безопасное кресло
Апрель
1. Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»
2. Беседа «Я и мой велосипед».
3. Загадывание загадок по правилам дорожного движения.
4. Рисование различных видов пешеходных переходов.
5. Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"
7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков
Консультация «Организация работы с детьми по ПДД»
1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.
2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».
Май
1. Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».
2. Инсценирование песни «По улице, по улице».
3. Целевая прогулка «Пешеходный переход»
4. Беседа «Виды дорожных знаков»
5. Изготовление указательных знаков для игр с макетом
6. Дидактическая игра
7. Рисование дорожных знаков : "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
8. Загадывание загадок о правилах дорожного движения
Изготовление игр по ПДД
1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).
2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.
Формы представления результатов самообразования:
• Консультации для родителей по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
• Оформление папок-передвижек по ПДД.
• Дидактические и подвижные игры по ПДД.
• Загадки по ПДД.
Вывод:
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.