Евгения Муравская
План самообразования педагога «Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №59 «ГНОМИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОО»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
МУРАВСКАЯ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
МУРАВСКАЯ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Стаж педагогической работы 3 года
Средняя группа №2 «ЛУЧИКИ»
Публикация «План самообразования педагога „Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Тема самообразования – «Организация культурно-досуговой деятельности младших дошкольников в условиях ДОО»
Работа начата - Сентябрь 2018года
Предполагается закончить – Май 2019 года
Цель: Создание правильно организованной культурно-досуговой деятельности младших дошкольников, способствующей социально-личностному развитию.
Задачи:
— Изучить и проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
— Ознакомиться с основными видами и формами досуговой деятельности ;
— Рассмотреть особенности и принципы организации досуговой деятельности младших дошкольников;
— Развить эстетический вкус, чувство прекрасного, художественное мышление, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
— Разработать дополнительную образовательную программу художественно – эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп», способствующую комфортной эмоциональной среде в сфере досуга
— Способствовать активному вовлечению родителей в совместную досуговую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
— Сплочение воспитанников через совместную досуговую деятельность;
— Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культуре своей страны;
— Формирование коммуникативных умений и удовлетворение потребностей детей в общении;
— Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Формы и методы работы
1. Конкурсно-познавательные программы;
2. Конкурсно-развлекательные программы;
3. Конкурсно-игровые программы;
4. Театрализованные представления;
5. Концерты;
6. Праздники
7. Выставки
8. Беседы,
9. Викторины;
10. Мастер-классы;
11. Занятия.
12. Беседы.
13. Игры
Актуальность
«Если человек не знает, что ему делать
в часы досуга, то у него начинает портиться
голова, сердце, нравственность.»
К. Д. Ушинский
Досуговая деятельность – приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга — предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
Проблема досуга широка и имеет множество аспектов. В отечественной и зарубежной социологической науке исследованиями свободного времени и досуга занимались такие ученые как: Б. Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г. Е. Зборовский, М. Каплан, Дж. Келли, Л. Н. Коган, Т. Кэндо, Г. П. Орлов, С. Г. Струмилин,Д ж. Шивере и др. Именно они заложили основные теоретические подходы к изучению свободного времени и досуга. В научных трудах (А. В. Антонова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова и другие) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. В современных исследованиях (О. В. Дыбина, Л. С. Фурмина, М. В. Крулехт) досуг рассматривается как важное средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением и характеризуется свободным, развлекательным и ненавязчивым характером.
Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребёнка. Каждый ребёнок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир.
Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта культурно-досуговую деятельность.
Раздел Срок Содержание работы Практический выход
Методическая работа В течении года - Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Обзор в интернете информации по образовательным областям;
- Изучение нормативных документов;
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- Изучение и внедрение новых технологий;
- Общение с коллегами в детских садах; обмен собственным опытом с воспитателями.
- Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
- Работа с родителями;
- Информация для родителей по данной теме.
(консультация, анкетирование, памятки)
- Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- Доклады, выступления на родительских собраниях. - Разработка конспектов и методического оснащения.
- Семинар-практикум «Развитие художественных способностей посредством квиллинга» МБДОУ Д. С №37 «Мальвинка» руководитель Клименкова М. И
- Выступления на педсовете
- Изготовление пальчикового театра
-Выступление на родительском собрании
-Заседание творческой группы «Современные технологии дошкольного образования в области художественно-эстетической направленности в условиях ФГОС»(Квиллинг) Руководитель Кучерова Светлана Владимировна-воспитатель высшей квал. Категории МБДОУ Д. С №73 «МАЛЫШ»
- Консультации для родителей,
Работа с детьми Сентябрь Познавательная сказка «Жила-была Бумага»
Беседа ознакомительного характера, инструктаж по технике безопасности «Это важно знать!»
Театрализованная постановка «Я веселый, бумажный комочек!» Творческая деятельность : изготовление карандашницы «Божья коровка»
Октябрь Развлечение «Фокусы из лукошка»
Праздник «Осень Золотая»
Беседа»Что нам осень принесла»
Занятие «Собираем урожай»(аппликация)
«Большие и маленькие морковки (Лепка)
Творческая деятельность : изготовление композиции «Лукошко с грибами»
Выставка детских работ
Консультация для родителей:
«Занимательный досуг»
- Конкурс рисунков с участием родителей «Краски Осени»
Ноябрь Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»
Праздник ко Дню матери Развлечение «Бумажная лаборатория»
Творческая деятельность : коллективная работа по изготовлению композиции «Золотая Осень»
Презентация коллективной работы
Творческая деятельность : изготовление подарка ко Дню матери «Рамка для портрета»
Оформление выставки работ ко Дню матери:
«Мамочка родная, я тебя люблю»
Декабрь Игровая программа «Бумажный Бум»
Праздник «Приключение Гнома»
Занятие «Девочка в зимней одежде» (Лепка)
«Наша нарядная елочка»(Рисование)
Беседа: «Рождество Христово»
Музыкально тематическое занятие: «Святое рождество»
Занятие (рисование) : «Ангелы»
Занятие (лепка) : «Колокольчики»
Занятие (аппликация) : «Рождественская звезда»
Творческая деятельность : изготовление новогодних украшений «Снежинка», «Фонарик», «Гирлянда»
Презентация бумажных украшений и коллективное оформление ими группового помещения к новогодним праздникам
«Новогодняя снежинка» (совместная работа детей и родителей)
- Родительское собрание: «Готовность ребёнка к школе»
Январь Развлечение «В гостях у принцессы Оригами»
Праздник «Рождественские забавы»
Беседа: «Рождественские посиделки»
Беседа: «Главная книга мира - Библия»
Занятие «Кто-кто в рукавичке живет?» (Рисование)
Выставка «Новогодняя снежинка» (совместная работа детей и родителей)
Творческая деятельность из бумаги : изготовление праздничной композиции из ажурной салфетки в технике оригами «Рождественский ангелочек»
Выставка детских работ
Февраль Спортивно-оздоровительная программа «Бумажный турнир»
Познавательная сказка «Святой Валентин»
Праздник к 23 февраля «Дошколята-бравые ребята!»
Музыкально-спортивный праздник посвящённый Дню защитника Отечества.
Творческая деятельность по изготовлению «Валентинок-улиток», посвящённых празднику День Святого Валентина
Творческая деятельность : изготовление открытки «Танк» к празднику День защитника Отечества
Март Развлечение «Праздник бумажных корабликов»
Праздник ко Дню 8 марта»Сказка для мамы» Беседа: «Слушаться маму я буду всегда»
Развлечение «Сороки- прилет птиц»
Занятие «Украсим платьице для мамы» (Рисование) Выставка детских работ «Букет для мамы»
Творческая деятельность : изготовление открытки «Корзинка с тюльпанами» к празднику Международный женский День
Изготовление фото-газеты «Мамины помощники»
Апрель Развлекательная программа «Что в бумажном сундучке?»
Беседа ознакомительного характера «Космические просторы»
Разглядывание иллюстраций на космическую тематику
Развлечение «Космические приключения»
Праздник Светлой Пасхи
Занятие (рисование) : «Пасхальное яйцо»
Занятие (аппликация) : «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа)
«Космос» Творческая деятельность : коллективная работа «Птички» в технике оригами, посвящённая празднику «Сороки»
Творческая деятельность : изготовление композиции «Космос» в технике комкование
Выставка детских работ
Выставка рисунков и поделок «Святая Пасха», «Космос»
Май
Беседа ознакомительного характера о благотворительной акции «Белый цветок»
Возложение цветов к памятнику
Праздник «Этот день Победы»
Костюмированное Шоу «Бумажный выпускной»
«Наш удивительный мир»,
Презентация ко Дню Победы «Наши герои»
Выставка рисунков «Наш удивительный мир», утренник посвящённый Дню Победы.
-оформление стенда: «Наши герои»
- -конкурс детского рисунка «День победы»
Творческая деятельность : изготовление «Белых цветов» для благотворительной акции
Творческая деятельность : изготовлению цветов «Гвоздики» из гофрированной бумаги к празднику 9 мая
Работа с семьёй
Сентябрь
Консультация для родителей: «Воображение и творчество в детском возрасте» - Оформление наглядного материала
-Организационное родительское собрание «Готовимся к учебному году. Возрастные особенности детей 4-5 лет».
Октябрь Памятка: «Рисуем вместе с ребенком» - Конкурс рисунков с участием родителей «Краски Осени»
Ноябрь
Консультация «Развитие художественных способностей посредством квиллинга» -Проведение семинара-практикума
Декабрь Консультация «Семейный досуг»
Организационное родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника»
Январь Памятка: «Роль праздника в социально-личностном развитии ребенка» - организация совместной выставки : «Новогодняя снежинка»-
Февраль Консультация «Современные технологии дошкольного образования в области художественно-эстетической направленности
Памятка: «10 заповедей родителей» оформление наглядного материала.
Март Консультация для родителей: «Консультация «Как провести выходной день с детьми» - Привлечение родителей к организации фото-газеты «Мамины помощники»,
- Организационное родительское собрание «Играют дети – играем вместе»
Апрель Памятка «Народные праздники в жизни ребенка»
- Привлечение родителей к организации, подготовке и проведению народного праздника «Сороки»
Май Памятка:"9 Мая. День Победы» - оформление с родителями фото-выставки: «Наши герои»
- Итоговое организационное родительское собрание «Об итогах учебно-воспитательной работы с детьми за учебный год»
Изучение методической литературы В течении года 1. Агапова, И. и Давыдова, М. «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ. ХХI век» Москва 2007г.
2. Афонькин, С. и Афонькина, Е. «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л. С. Выготский, 3-е Изд. - М. : Просвещение, 2011.
4. Долженко, Г. И. «100 оригами». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2002 г.
5. Долженко, Г. И. «100 поделок из бумаги». Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.
6. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность /А. Д. Жарков. -М. : Изд-во МГУК, 1981.
7. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. Пособие для воспитателя дет. сада - М. : Просвещение, - 2012.
8. Кобитина, И. И. «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
9. Корнева, Г. «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
10. Куцакова, Л. В. «Конструирование и ручной труд» в детском саду». Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
11. Куцакова, Л. В. «Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
12. Пономарёв, Я. А. Исследование проблем психологии творчества / Я. А. Пономарев. - М. : Наука. - 2013.
Результаты и выводы по проделанной работе.
Подводя итог проделанной мною работы, можно отметить следующее:
Во-первых, мне удалось создать правильно организованную культурно-досуговую деятельность младших дошкольников, способствующую социально-личностному развитию.
Во-вторых, мною была изучена и проанализирована учебная, справочная и научно-методическая литература по данной теме;
В третьих, я ознакомилась с основными видами и формами досуговой деятельности, рассмотрела особенности и принципы организации досуговой деятельности младших дошкольников, своей деятельностью я способствовала развитию эстетического вкуса, чувству прекрасного, художественному мышлению, реализации творческих и индивидуальных способностей детей;
В четвертых, я разработала дополнительную образовательную программу художественно – эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп», способствующую комфортной эмоциональной среде в сфере досуга
В пятых, мне удалось способствовать активному вовлечению родителей в совместную досуговую деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, сплочению воспитанников через совместную досуговую деятельность, воспитанию гражданской ответственности, уважение к истории, культуре своей страны;
В шестых, я способствовала своей работой формированию коммуникативных умений и удовлетворению потребностей детей в общении, сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Таким образом, цель, которую я ставила в начале своей работы - достигнута.