Конденко Марина Сергеевна
План самообразования на тему «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Конденко Марина Сергеевна - воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1, станицы Кущёвской, Краснодарского края.
План самообразования на тему :
«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Публикация «План самообразования на тему „Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи самообразования :
-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
-разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
-способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
-повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Месяц окончания работы: август 2023 г.
Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Методы и приё мы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игро-тренинг. Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками. Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т. д., работа с конструктором. Различные виды аппликаций.
Шнуровки. Пазлы, мозаика. Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования:
кистью, пальцем, зубной щёткой.
Ручной труд:
нанизывание бус.
Этапы реализации плана :
Сентябрь
-мотивирующий или подготовительный: изучение научной и учебно-методической литературы, постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования, подбор учебной литературы, методических пособий.
-консультация для родителей:
«Влияние мелкой моторики руки на развитие речи у детей».
Октябрь
-составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук;
-заучивание пальчиковых игр : «Сорока- белобока», «По ягоды».
-дидактические игра: «Соберём бусы»;
-рассматривание дидактических карточек: «Домашние животные».
Ноябрь
-консультация для родителей:
«Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей»;
-пальчиковые игры : «Мышка», «Белочки»;
-дидактическая игра: «Фруктовая мозаика»
-рассматривание обучающих карточек «Мамы и детки».
Декабрь
-пальчиковые игры : «Апельсин», «Машина каша»
-массаж кистей рук: «Дождик»;
-настольный театр: «Три медведя»
-консультация для родителей: «Развиваем речь играя».
Январь
- дидактическая игра: «Угадай чья тень?»;
- пальчиковые игры : «Зайчик», «Кольцо»;
-кукольный театр по сказке «Колобок»;
-консультация для родителей: «Как помочь ребёнку заговорить».
Февраль
-дидактическая игра: «Кто, где живёт?»;
-пальчиковая игра : «Дружные пальчики», «Ладушки»;
-рисование бабочки в технике «Монотипия»;
-консультация для родителей: «Учите с нами»
Март
-лепка «Цветочки для любимой малочки»;
-заучивание пальчиковых игр : «Этот пальчик дедушка,», «Мышка», «Фрукты». -дидактические игры : «Пальчиковые шаги», «Бусы для мамы» «Шнуровка». «Пазлы»;
-лепка из пластилина с использованием природного материала: «Кактус в горшке».
Апрель
-игры с конструктором «Собирай- ка!»;
-коллективное рисование ладошками : «Аквариум с рыбками»;
-изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр; -выставка атрибутов из соленого теста.
Май
-массаж кистей рук с помощью «Мячика- ёжика»;
-пальчиковая игра : «Заюшкина избушка»;
-аппликация «Зебра полосатая»;
-фотовыставка для родителей по изучанной теме;
-презентация для педагогов по изученной теме.
Ожидаемые результаты:
-дети познакомятся и научатся играть в пальчиковые игры;
-улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
-речь станет лучше и расширится словарный запас посредством пальчиковых игр и гимнастик;
-повысится компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.