Регина Фейгина
Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз. занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования музыкального руководителя
МБДОУ № 6 «Радуга» с. Троицкое
Фейгиной Регины Анатольевны
Тема:
«Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы
у детей с ограниченными возможностями здоровья
на музыкальных занятиях в ДОУ»
на 2023-2024 учебный год
Актуальность выбранной темы
Публикация «Коррекция эмоционально–волевой сферы у детей с ОВЗ на муз, занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с ОВЗ, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Трудности эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, их близкие и родные. Выражается это в повышенной эмоциональной возбудимости ребенка, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами, которые возникают даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки.
Кроме проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ отмечаются проблемы моторного развития: не могут долго находиться спокойно в положении сидя, с трудом стоят, испытывают затруднения при передвижении, функциональные возможности кистей и пальцев рук слабо развиты, отсутствует согласованность действий рук, затруднены манипуляции с предметами.
Такие дети нуждаются не только в лечебной, но и в коррекционной (моторной, эмоциональной) помощи. Квалифицированную помощь в решении этой проблемы могут оказать педагоги ДОУ.
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Кроме того, специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, речевую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.
Состав детей с ОВЗ в инклюзивных группах комбинированного вида, как правило, неоднородный и полиморфный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса, содержание которого направлено на реализацию следующих дидактических принципов коррекционной и общей педагогики (согласно ФГОС ДО) :
- гуманизации - учет особенностей личности ребенка;
- сохранения уникальности и индивидуальности каждого ребенка;
- учета музыкальных интересов ребенка;
- свободы выбора, высказываний, самостоятельности;
-личностно-развивающего и гуманистического характера взаимоотношений взрослых и детей, поддержки и сотворчества;
- систематичности и последовательности;
- продуктивности (рисунок, танец, образ и т. д.);
- свободы эмоциональных проявлений.
Вместе с тем учет принципов коррекционной педагогики необходим для организации музыкального воспитания, не противоречащего здоровьесберегающей педагогике.
Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного развития, воспитывая чувства человека и формируя его вкусы. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации, обусловленных несформированностью духовных и нравственных ценностей. Музыкальное воспитание детей в условиях инклюзивной группы необходимо организовать таким образом, чтобы решать не только общеобразовательные задачи, но и осуществлять необходимую для этих детей коррекцию.
Содержание адаптированной основной образовательной программы (АООП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании и реализуется в разных формах с помощью специальных коррекционных технологий обучения.
Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.
Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности (СОД).
Целью моей педагогической деятельности является формирование, коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях.
Для достижения максимальной эффективности работы по достижению поставленной цели мной были выделены следующие задачи:
- изучить теоретическую, методическую литературу о значении роли музыкального воспитания в формировании, коррекции и развитии эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ;
- создать на занятиях атмосферу психологического комфорта для снятия у детей эмоционального напряжения и тревожности, установления доверительного контакта между детьми и педагогом;
- создать развивающую образовательную среду для реализации поставленной цели (аудио - видеомузыкальная картотека, музыкальные инструменты и средства извлечения музыки, дополнительные необходимые материалы и атрибуты);
- учесть индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ и выстраивать образовательный процесс с учетом этих особенностей;
- взаимодействовать с воспитателями и коррекционными педагогами для полноценной и максимально продуктивной реализации поставленной цели;
- оказать поддержку родителям (законным представителям) воспитанника в вопросах формирования, коррекции и развитии эмоционально – волевой сферы детей с помощью музыки и возможности применения элементов данного метода в повседневной жизни.
На практике мною использовались такие методы, как:
• Метод музыкальной терапии;
• Метод создания позитивной эмоциональной установки на музыкальное искусство;
• Метод стимулирования образно-ассоциативного характера восприятия музыки её непосредственной связи с окружающим миром и жизнедеятельностью человека (адаптационная роль музыки);
• Метод активизации внимания к наиболее ярким качествам исполнения.
Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы
у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыки я планировала при таких условиях:
• в непосредственной образовательной деятельности (на музыкальных занятиях, при проведении образовательной деятельности по направлению «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка, по направлению «Физическое развитие» (занятия физкультурой, в режимных моментах (утренняя гимнастика, физминутки, подготовка ко сну, подъем после сна, закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность детей, прогулки, игры);
• обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при подборе музыкального материала;
• организация тесного сотрудничества с родителями воспитанника и специалистами ДОУ (воспитатели, тьюторы, спортивный инструктор, логопед, дефектолог, психолог).
Таким образом, применение музыки для формирования, коррекции и развития эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ в ДОУ позволяет индивидуализировано и целенаправленно работать с определенными нарушениями каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигая наиболее оптимистичного и устойчивого положительного результата.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы
Изучение методической литературы Сентябрь - май - Приобрести литературу по музыкальной терапии; приобрести и изготовить необходимые пособия, материалы и атрибуты для работы.
- Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Дать общую характеристику содержания понятия «Нарушения эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности ее коррекции при помощи музыки».
Работа с детьми Сентябрь Внедрение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Октябрь Внедрение метода создания позитивной эмоциональной установки на музыкальное искусство в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Ноябрь Внедрение метода стимулирования образно-ассоциативного характера восприятия музыки её непосредственной связи с окружающим миром и жизнедеятельностью человека в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Декабрь Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Январь Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Февраль Внедрение метода активизации внимания к наиболее ярким качествам исполнения в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Март Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Апрель Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Май Применение метода коррекционной музыкальной терапии в режимные моменты и НОД. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии и испытывающими трудности в групповых занятиях в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и планом работы на год.
Работа с семьёй Сентябрь Сбор информации о ребенке – особенности развития, нарушения, реакция на окружающие раздражители (музыкальные предпочтения, реакция на звуки и т. п.). Обработка и интерпретация данных. Составление индивидуального плана работы на учебный год.
Октябрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Ноябрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Декабрь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Январь Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Февраль Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Март Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Апрель Рекомендованные музыкальные произведения, упражнения для работы с эмоционально – волевой сферой.
Май Сбор информации о ребенке с учетом текущих особенностей, изменений. Обработка и интерпретация данных. Анализ проведенной работы. Составление примерного плана работы на следующий учебный год.
Самореализация Сентябрь Открытое музыкальное занятие «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ» в Старшей группе «Б».
Ноябрь Стендовый материал «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ».
Февраль Презентация или мастер-класс «Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ».
Май Отчёт по теме самообразования.