Ирина Тараненко
План самообразования «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию музыкального руководителя
Тараненко И. Н на 2017-2022 учебный год.
Тема: «Развитие музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста».
Актуальность:
За тридцать лет работы музыкальным руководителем мне стало понятно, что а представление коллег о работе музыкального руководителя отличается от реальных требований по образовательной программе учреждения. В связи с этим мной разработан цикл консультаций для педагогов, совместный проект с воспитателями групп. Взаимодействие с узкими специалистами в годами вылилось в проект по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкально - ритмические движения
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мной разработан план самообразования на тему «Развитие музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста» совершенно осознанно, потому что было необходимо наладить и усовершенствовать взаимодействие с узкими специалистами учреждения и обратить внимание на состояние здоровья детей.
Изучив современную и классическую литературу по теме занятий с детьми логоритмикой, я пришла к выводу: система ритмических движений изучена и разработана десять лет назад и существует множество авторов. Я остановила свой выбор на книгах Г. А. Волковой и методике Е. А. Медведевой «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». Совместно с учителем - дефектологом был разработан проект, конспекты занятий для которых я использую музыку О. Л. Киенко. Музыка Екатерины Железновой используется мной для проведения динамических пауз во время музыкальных занятий с детьми.
Учитывая то факт, что дети имеют проблемы в развитии речи либо особенности здоровья, было принято решение о том, что необходимо разработать и реализовать проект содержащий здоровьесберегающие технологии. В целях закрепления изученного материала - рекомендовать педагогам повторять игровой материал для логоритмики, чтобы дети могли легче проговаривать их под музыку совместно с дефектологом.
Специально подобранные музыкально – ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
В дошкольном возрасте, ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
«Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия», - пишет Н. А. Ветлугина.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
Проблема:
Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л. С. Выгодский, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина.)
Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.
Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:
Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
• Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Привлечь внимание педагогов к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.
Цель:
• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
• Содействие творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально – ритмических движений.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца; слышать смену частей в музыке;
- учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении
Развивающие :
- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя;
- воспитывать интерес к музицированию;
- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в музыкально – ритмических движениях.
Этапы работы над темой по самообразованию :
I. Диагностический (постановка проблемы) :
• детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
• анализ затруднений
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой) :
• разработка системы мер, направленных на решение проблем
III. Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах.
• проведение открытых занятий, праздников и развлечений.
IV. Обобщающий: - анализ работы
• корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
V. Внедренческий: - использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми
Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:
• средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;
• будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных – ритмических способностей;
• учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;
• использовать наиболее эффективный метод среди педагогов - творческую деятельность;
• систематично и целенаправленно планировать данную работу;
• использовать поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.
Ожидаемые результаты:
• Раскрытие творческих двигательных способностей;
• овладение детьми новыми двигательными навыками;
• повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
• формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
• формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей;
• умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу;
• проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• Изучение литературы по теме;
• Самоанализ и самооценка в группах;
• Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;
• Обобщение опыта на заседании педагогического совета;
Работа с воспитателями:
Консультации, анкетирование, беседы.
Форма отчета о проделанной работе:
Презентация для педагогов на итоговом педагогическом совете.
Срок работы над проектом:
сентябрь 2017 г. – май 2022 г.
Раздел плана : Сроки Формы работы. Практические выходы
1. Диагностика музыкальных способностей детей Сентябрь2017г.
Диагностика на начало реализации плана
2. Подготовительный этап. Сентябрь 2017г. – Май 2019г.
• Изучение методической литературы
• Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме
• Выбор методов и приемов для работы по теме.
• Посещение курсов повышения квалификации.
• Использование инновационных технологий.
• Программа Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»
• Программа Т. Бурениной «Ритмическая мозаика»,
• Программа Т. Бурениной «Коммуникативные танцы - игры»
• Программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
• «Музыкальное воспитание в детском саду» Н. А. Ветлугина
• Интернет источников: maam.ru, musikalsad.ru, perluna – detyam.ru, детям, musruk.ru.
• Журнал «Музыкальный руководитель», «Веселые нотки», «Дошкольное воспитание».
3. Основной этап: Самореализация
Работа с детьми
Работа с воспитателями
Сентябрь 2018г. – Май 2022 г.
• Реализация плана
• Распространение опыта внутри учреждения, среди педагогов
• Показ открытых занятий и утренников.
• Беседа с детьми о музыке;
• Знакомство с различными жанрами музыкального искусства;
• Внедрение игр и упражнений для развития музыкально – ритмических движений
• Использование хороводных игр в самостоятельной деятельности детей.
• Использование комуникативных игр и танцев.
• Использование характерных танцев (танец гномов, снежинок, зверей зверей)
• Рекомендации к созданию костюмов;
Подготовка конспектов занятий
Работа с воспитателями:
• Оформление консультаций,
• Индивидуальные беседы
• Тренинг для воспитателей
Изготовление и использование музыкально – дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений.
Консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Значение ритмики», «В какие игры можно играть с ребенком», «Музыка – это сила движения», «Хороводные песни, игры и танцы». Тренинг «Музыкальные игры – как средство развития музыкально - ритмических движений».
5. Обмен опытом Сентябрь 2017г. – Май 2022 г.
6. Закрепление Май 2022 г
. Диагностика музыкальных способностей детей. Анализ проведённой работы
7. Обобщение Май 2022 г.
Обобщение опыта. Использование опыта в дальнейшей работе. Выступление на педсовете.
Литература:
1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
2. Периодическое издание «Колокольчик».
3. Анна Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2015.
4. Радынова О. П. Слушаем музыку М. Просвещение, 1990.
5. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста : методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М. Просвещение,2006.
7. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т. Н. Девятова, 2006 г.
8. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч», Москва, 2012 г.
9. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2015 г.
10. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» автор М. Н. Щетинин.
11. Интернет-ресурсы: сайты, порталы.
https://infourok.ru/
https://www.maam.ru/users/1173455
https://nsportal.ru/detskiy-sad
https://edu.tatar.ru/