Татьяна Степашкина
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Степашкина Татьяна Николаевна
(Ф. И. О.)
Воспитатель
(Должность)
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
(Название темы)
01.09.2022
(Начало изучения темы)
31.05.2023
(Окончание изучения темы)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
Публикация «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эта тема для меня важна, потому что «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Игра и есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.
Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни, как в человеке, так и во всех и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.
Ребёнок, который играет самодельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе. Разве не представляет играющий ребенок лучшего проявления детской жизни этого времени? – Или ребенок, открывший в игре всю свою натуру и заснувший посредине?
Игра этого времени, как было выше вскользь замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! Спокойному, проницательному взгляду истинного знатока людей в самопроизвольной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей суть как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве.
Цель: Изучить значение игры как ведущей деятельности ребенка – дошкольника. Игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи
1. Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
3. Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры - как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».
4. Провести мастер класс по изготовлению развивающей игры для старших дошкольников.
5. Разработать консультации для родителей по теме самообразования
Литература по теме:
1. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников-М : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
3. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром:Для занятий с детьми 4-7 лет. М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Интернет сайты:
nsportal.ru
infourok.ru
maam.ru
multiurok.ru
solncesvet.ru
vospitatel-ru.ru
4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме :
-Кравченко Ирина Владимировна-воспитатель;
-Чупрова Надежда Прокопьевна-воспитатель;
-Павлова Лариса Юрьевна –воспитатель nsportal.ru
5. Творческое сотрудничество по теме самообразования
-Быкадорова Наталья Олеговна
6. Практический выход (указать формы работы : выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)
-Мастер-класс в ДОУ
-Консультация для педагогов «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
-Консультации для родителей «Развивающие игры для детей»
7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы : посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие)
8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте
-По плану МДОУ «Детский сад №3»
-Мастер-класс в ДОУ
Этапы самообразования:
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации
1. ФГОС дошкольного образования
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. См. список литературы. Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды.
Работа с педагогами
По плану ДОУ Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
1. Подготовить консультацию для педагогов.
2. Выступление на педагогическом совете. Консультация
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Работа с родителями
В течение года
Апрель-
Май Предоставление консультаций по данной теме.
Совместное оформление выставок
1. Буклеты, консультации, папки-передвижки.
1. Выставка детских дидактических игр
«Математика – это интересно». 2. Презентации на темы: «Растем - играя!». Консультации
Творческий отчет
Работа с детьми
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Январь
Февраль Март
Апрель Май
Проведение дидактических игр по патриотическому воспитанию:
1 «Гости города» 2 «Наша страна» 3 «Расскажи о своей семье
4 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений
5 «Флаг России
6 «Наш детский сад» 7 «Народные промыслы»
8 «Какие праздники ты знаешь».
Проведение дидактических игр по познавательному и коммуникативному развитию :
1 «Из чего сделано
2 «Хорошо-плохо» 3 «Комплименты» 4 «Эхо»
5 «Азбука почемучек»
6 «Что было, если бы».
7 «Все в мире перепуталось.
Настольно – печатные игры :
• «Лото Азбука»
• «Профессии»
• «Домино»
• «Танграмм»
• «Пазлы»
Дидактические игры по ознакомлению с предметным миром.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, миром природы.
1 воспитание у детей интереса к жизни родного города.
2 выявить знания у детей о Родине, ее столице.
3 формировать представления о себе как о члене семьи.
4 обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувства уважения, дружбу и любовь.
5 способствовать закреплению знания флага своей страны, области, города.
6 закрепить знания детей о детском саде, о работниках детского сада.
7. познакомить детей с народными промыслами.
8. развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о народных, государственных и религиозных праздниках.
1 учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.
2 учить детей выделять в редметах и обьектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
3 создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного оющения и эмоциональной близости.
4 развивать слуховое восприятие и память.
5 развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей.
6 обратить внимание детей на то,что вещи, «умные машины» служат человеку.
7 Расширять представления детей об окружающем мире.
Формирование социальной активности дошкольников при использовании развивающих игр.
-умственной - в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач; проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;
-двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;
-трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности и готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;
-эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;
-нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребность следовать правилам поведения;
-коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр. Общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__ 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –май
Форма и место подведения итогов – Презентация работы по самообразованию в ДОУ
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Изучение методической литературы, нормативно-правовых документов, периодических изданий, просмотр открытых показов, посещение методических объединений. Знакомство и анализ документации.
Проведение диагностики познавательных способностей у детей.
Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды Заполнение диагностических карт.
Выставка дидактических игр.
Октябрь
Ноябрь Проведение дидактических игр по патриотическому воспитанию:
• «Гости города» (воспитание у детей интереса к жизни родного города)
• «Наша страна» (выявить знания у детей о Родине, ее столице)
• «Расскажи о своей семье»(формировать представления о себе как о члене семьи)
• «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»(обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувства уважения, дружбу и любовь.
• «Флаг России»(способствовать закреплению знания флага своей страны, области, города.
• «Наш детский сад» (закрепить знания детей о детском саде, о работниках детского сада)
• «Народные промыслы» (познакомить детей с народными промыслами)
• «Какие праздники ты знаешь (развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о народных, государственных и религиозных праздниках.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Создание картотеки игр, методического, демонстрационного, раздаточного материала
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.
Декабрь Январь
Проведение дидактических игр по познавательному и коммуникативному развитию :
• «Из чего сделано» (учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны)
• «Хорошо-плохо» (учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны)
• «Комплименты» (создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости)
• «Эхо» (развивать слуховое восприятие и память)
• «Азбука почемучек» (развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей).
• «Что было, если бы»(обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины» служат человеку.
• «Все в мире перепуталось»(Расширять представления детей об окружающем мире).
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Создание картотеки игр, методического, демонстрационного, раздаточного материала
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.
Февраль Март Настольно – печатные игры :
• «Лото Азбука»
• «Профессии»
• «Домино»
• «Танграмм»
• «Пазлы»
Дидактические игры по ознакомлению с предметным миром.
•Мастер-класс для педагогов. Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Пополнение центров активности в группе
Мастер-класс «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста»
Апрель Май Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, миром природы.
Итоговая диагностика уровня знаний детей.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей и педагога.
Использование ИКТ (презентация)
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы по теме.