ирина тюкалова
План самообразования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
План самообразования
Тюкаловой Ирины Геннадьевны
2020 – 2022 учебный год
на тему:
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции»
г. Шахунья
2020 г.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
Публикация «План самообразования „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Погода и природные явления
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.
Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.
Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.
Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Актуальность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.
Я ориентируюсь на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Участники: дети, родители, педагоги ДОУ.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Создание предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Пополнение предметно-развивающей среды для объекта «Наша метеостанция».
3. Развивать у ребенка интерес к исследовательской деятельности «Метеоплощадка – что это?»
4. Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке.
5. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции.
6. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:
• Умение анализировать научно-методическую литературу;
• Умение применять полученные знания на практике;
• Умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.
Реализация плана саморазвития на 2020 – 2022 г.
Этапы Содержание работы Сроки
1 Подготовительно- 1. Составление перспективного и На усмотрение
этап. проектировочный календарного планирования педагога
2. Подбор учебно-дидактического,
художественного и демонстрационного
материала
3. Подбор оборудования для
метеонаблюдений и материалов для
изготовления метеоприборов детьми
2 Собственно- 1. В соответствии с определенным Календарный год
этап. исследовательский, временем года реализация (может быть 1
практический перспективного планирования или 2 года в
посредством: ООД, бесед с детьми, зависимости от
творческого конструирования, интереса
наблюдений, опытов и экспериментов в участников
группе и на метеоплощадке, ведение
дневника наблюдений, чтения
художественной и научно-
публицистической литературы.
2. Совместные с родителями конкурсы,
проекты, досуги и экскурсии
3
этап. 1. Презентация метеоплощадки
«Юные метеорологи»
2. Сборник «Народная мудрость» -
подборка загадок, пословиц, примет и
народных традиций.
3. Энциклопедия «Природа и погода»
4. Создание картотеки опытов и
Экспериментов.
Обобщающе-
результативный В зависимости от
начала
реализации
проекта (важно –
по прошествии
всех 4 времен
года)
Проработанная литература :
1. М. П. Костюченко, Н. Р Камалова. ФГОС ДО «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», 2012г.
2. Т. М. Бондоренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2002г.
3. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», 2015г.
«
4. Н. В. Нищева «Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 1» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г.
5. Н. В. Нищева «Организация опытно - экспериментальной работы в доу выпуск 2» Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2013 г. Нищева Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
6. Нищева Н. В. «комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет).