Светлана Прокофьева
План работы по теме самообразования «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по самообразованию : расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.
Актуальность темы
Ознакомление с предметным миром, понимание свойств и качеств предметов, освоение способов их использования, способность целенаправленно применять их в соответствии с их назначением — ключевая функция игровой деятельности ребёнка. Отражение знаний о социальном мире, взрослых и детях, их отношениях и способах поведения в различных ситуациях типично для дошкольных игр.
Публикация «План работы по теме самообразования „Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры — невероятно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости изображаемых событий — наиболее важны для социального развития ребёнка, его понимания жизни общества и собственного места в нём. Однако такие игры не могут возникнуть спонтанно и без основы. Существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное улучшение способов игрового отображения реальности.
Исследования подчёркивают необходимость специального педагогического вмешательства для правильного и своевременного развития игры. При этом методы педагогического воздействия на формирование игровой деятельности должны учитывать возрастные особенности детей, их физическое и психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества.
В настоящее время наблюдается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры у дошкольников. По различным причинам игра дошкольников всё чаще не достигает высокого уровня развития и всё реже отображает социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности часто задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, характерной для конца раннего возраста. Игровая деятельность остаётся в значительной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, часто представляя собой просто "возню" с игрушками и предметами. Такая деятельность нередко только формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выходят действия с предметами.
Когда предметно-практическая деятельность преобладает, отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок "застревает" на предметно-практической деятельности, что тормозит развитие сюжетно-ролевой игры. В результате малыш, обладающий достаточным социальным опытом и умеющий общаться, не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает играть с игрушками, просто перебирая их или подражая действиям взрослых. Игра становится обеднённой, непродолжительной и неинтересной. Сюжеты, если присутствуют, однообразны и стабильны. Ребёнок не умеет самостоятельно изменять игровые действия, переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек остаётся неизменным, дети предпочитают те, которые использовал взрослый при показе. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод: ребёнку необходимо помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен поддержать ребёнка. Внимательное психолого-педагогическое воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, что, в свою очередь, поспособствует дальнейшему познанию социального мира и освоению способов поведения в нём.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :
1. Изучение методической литературы по теме :
• Богачкина Н. А., Молодцова Е. Е., Огурцова Л. А., Петровская В. Н., Ткаченко И. В. "Ролевые игры для детей"
• Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. " Возрастная психология: курс лекций"
• Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Пронина Н. Ф. "Возрастная и педагогическая психология"
• Сапогова Е. Е. "Психология развития человека"
• Эльконин Д. Б. "Психология игры"
2. Изучение педагогического опыта.
Внедрение в практику:
1. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-3 лет.
2. Оформление центра сюжетно-ролевых игр.
Представление опыта работы :
1. Отчёт по теме самообразования.
2. Консультация для воспитателей: «Почему ребенок играет?»
3. Консультация для родителей: «Взрослые, дети, игра».
4. Картотека дидактических игр для детей 2-3 лет.
5. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
6. Картотека творческих игр для детей 2-3 лет.
7. Картотека игр-ситуаций для детей 2-3 лет.
8. Картотека подвижных игр для детей 2-3 лет.
9. Анкета по игровой деятельности : «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома».