Наталия Голянина
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Мною разработан план работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Цель: повышение профессионального уровня по проблеме «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Задачи самообразования:
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
1. Подобрать, изучить методическую литературу по развитию мелкой моторики.
2. Организавать мониторинг.
3. Разработать и реализовать перспективный план и методическое обеспечение к нему по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
4. Разработать план взаимодействия с родителями.
5. Обобщить и распростронить опыт работы для воспитателей.
План будет реализовываться в течении года.
Актуальность:
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В процессе работы с детьми по развитию мелкой моторики я использовала дидактические игры.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Используя методическую литературу подготовила и провела консультацию для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников». Организовала выставку «Игры, способствующие развитию мелкой моторики у младших дошкольников» В рамкох работы с педагогами с помощью методической литературы подготовила и провела «Семинар- практикум» на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
В своей работе по данному направлению я применила накопленный опыт известных педагогов, опираясь на высказывания.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"(В. А. Сухомлинский)
"Рука - это своего рода внешний мозг"(Э. Кант)
Использовала основные принципы
Систематичность проведения игр и упражнений.
Последовательность – (от простого к сложному).
Индивидуальный и дифференцируемый подход.
Изучив методическую литературу сделала подборку для картотеки пальчиковых игр.
Мною был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики младших дошкольников. В процессе реализации этого плана предполагаются следующие результаты:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Я выбрала эту тему для работы по самообразованию, потому что считаю, что развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста актуально во все времена. На сколько проделанная работа помогла развить мелкую моторику рук у младших дошкольников поможет решить комплекс заданий и мониторинг.
План работы
Сроки
Самореализация
Работа с родителями
Работа с воспитателями
сентябрь Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Выступление на родительском собрании с сообщением: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Октябрь Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Самомассаж (по книге Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики). Консультация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе проведения д/и» Консультация «Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у младших дошкольников»
Ноябрь
Изучение методической литературы для проведения анкетирования по данной теме.
Анализ анккетирования. Анкетирование родителей по теме: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у младших дошкольников».
Декабрь
Изучение методической литературы для создания картотеки игр с массажными мячиками. Рекоминдации родителям по развитию координации движений пальцев рук
Мастер – класс «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Январь
Оформление папки – передвижки
«Игры с пальчиками» Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у младших дошкольников и где брать необходимый материал»
Февраль
Изучение методической литературы для создания пособия «тактильные дощечки»
Рекоминдация родителям о пользе пальчиковых игр
Март
Изучение методической литературы для создания пособия д/и «Пальчиковые шаги»
Семинар-практикум на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Апрель
Изучение методической литературы. Подготовка к родительскому собранию. Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Выставка д/и и пособий на развитие мелкой моторики младших дошкольников
Май Изучение метод. литературы для создания пособия : «игры с крышками от бутылок» Диагностика уровня развития мелкой моторики
Выставка д/и и пособий по развитию мелкой моторики рук детей
План работы с детьми
Сроки
Содержание
Задачи
ПРС
сентябрь Проведение диагностического исследования. Озерецкий Н. О. Гуревич Н. И. «Психомоторика» Выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Октябрь Д/и. : «Прищепки»
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,
"Пальчики, здравствуйте!"
Д/и. : «Шнуровка». Формировать умение детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ежика». Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Развивать сенсомоторную координацию, развитие усидчивости терпения. Обогащение развивающей среды д/и
Ноябрь
Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
«Деревья» «Корни». Укрепить и развить мелкую моторику пальцев рук, повысить чувствительность пальцев; сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес; воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снятие эмоционального напряжения.
«Пальчиковый театр, пальчиковые игры».
Декабрь
Д\И : «Массажный мячик»
Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»
Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.
Формировать умение раскатывать карандаш между ладошками.
Формировать умение детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. Картотека игр с массажными мячиками.
д/и
Январь
Настольная игра «Мозаика».Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» Развитие координации движений пальцев ведущей руки. Формировать умение детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Продолжать формировать умение детей выполнять действия рук в соответствии словам Настольная игра «Мозаика», пальчиковые игры
Февраль
Д/и "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Д. /и, пальчиковые игры
Март
Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,«компот» Развивать и совершенствовать движения кистей и пальцев рук.
Развивать моторику руки, выполняя имитационныедвижения в сопровождении стихотворного текста. Пальчиковые игры
Апрель
Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром)
Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь. Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка»,»Рыбка» Активизировать движение пальцев рук.
Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Формировать умения детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Д/и, пальчиковые игры
Май Д/и «С крышками»
Диагностика уровня развития мелкой моторики Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение
Проведение контрольного диагностического исследования.
Используя метод наблюдения,
упражнения, выявить
положительные результаты
проделанной работы,проанализировать недостатки
Д/и на развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Литература
1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
2. Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
4. Османова Г. А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
5. Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
7. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007
9. ТКАЧЕНКО Т. А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М. : ЭКСМО, 2007.
10. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года)».Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е. А. Янушко. - М. :Мозаика- СИНТЕЗ, 2011.-56с.