Регина Ринатовна
План работы по самообразованию «Инновационные методики обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие : — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы : здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Публикация «План работы по самообразованию „Инновационные методики обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Выявленные проблемы:недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;
Цель:Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.
Для достижения цели был выдвинут ряд задач:
1. Изучение методической литературы и передовых
образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего
возраста.
2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих
созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по
развитию речи детей раннего возраста.
4. Создать предметно-развивающую среду в группе.
5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
Основные направления работы :
1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.
2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)
3. Обмен опытом с коллегами.
4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Этапы и сроки работы
Этапы
работы
по самообразованию Деятельность педагога Сроки
выполнения
работы
1-ый этап -Организационный Составление плана самообразования
Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей раннего возраста.
Ознакомление с опытом работы коллег.
Сентябрь
2-ой этап- Основной Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.
Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.
Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»
Сентябрь
Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
Организация игр и упражнений
«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»
Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»
Октябрь
Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».
Ноябрь
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
Составление перспективных планов
Декабрь
Практическое применение наработанных материалов с детьми
Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
Январь
Консультация «Методы и приемы развития речи.
Февраль
Организация игр и упражнений
«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»
Март
Консультации: «Игротека в кругу семьи»
Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»
Апрель
3-ий этап-Заключительный
Презентация работы по самообразованию
Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»
Май
В течении года
I. Изучение и анализ методической литературы и
современных подходов к проблеме
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,
1999
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети
раннего возраста в дошкольных учреждениях –
М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с
Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и
дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их
решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : «Издательство
Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.
Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста :
Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005 – 96 с.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -
М. : Просвещение, 1991.-160с.
Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду
Изд. 3-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2008 – 186 с.
Герасимова А. С. уникальное руководство по развитию
речи 2007 – 160. :
Лотарёв В. К., А. П. Николайчева, Федоренко Л. П. ,
Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М
Просвещение, 1984.-240с.
Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,
и красиво рисовать. – Ярославль, 1997
Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей
возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009
Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –
Москва. 2000
Методика развития речи детей дошкольного возраста. –
Москва, 1994
Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и
мышление. – Москва, 2000
Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества
дошкольников. – Москва, 2001
Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего
дошкольного возраста. – Москва, 2001
Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М. :
Просвещение, 1981
Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М. :
Просвещение, 1970
Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок
Москва, Просвещение, 1988 г.
Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие
для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е
изд., испр. — М. : Просвещение, 1979
Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста : Учебно-метод. пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного
произношения Москва, Просвещение, 1989 г.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и
проектной деятельности.