Светлана Сидорова
План работы по самообразованию «Дидактические игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада»
( Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023г.)
Цель: Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей посредством дидактических игр и пособий.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Дидактические игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры в период адаптации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
- Повысить свой теоретический уровень знаний по выбранной теме путем изучения методической психолого-педагогической литературы.
- Изучить инновационный и передовой педагогический опыт по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения,
- Изучить методы и приемы, новые технологии создания благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения.
- Изучить и подобрать методики диагностики степени адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.
Составить картотеку адаптационных развивающих дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста
• Дидактические игры с предметами и игрушками.
• Дидактические игры на звукоподражание.
• Настольно-печатные дидактические игры
• Подвижные игры
• Пальчиковые игры,игры потешки
- Организовать систематическую работу с детьми по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков, содействовать сплочению детского коллектива.
- Внедрить новые методики и технологии в образовательный процесс во всех режимных моментах (в организованной деятельности, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми).
-Обогатить предметно-пространственную среду группы новыми пособиями и материалами.
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по теме.
- Повысить родительскую компетентность в области адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.
• Провести консультации: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ».
• «Особенности адаптационного периода». «Приобщаем к гигиене и к самообслуживанию», «Семь правил адаптации», «Методы и приемы обеспечения психологического комфорта детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период» и др.
• Провести нетрадиционное родительское собрание «Наши пальчики играли».
• Провести для родителей мастер класс по изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
• Привлекать родителей к участию в изготовлении дидактических игр, пособий, наглядного и демонстрационного материала.
• Привлекать родителей к участию в конкурсах.
- Провести диагностику степени адаптации детей раннего возраста
-Обобщить и распространить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультаций для педагогов на тему: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
• Выступление на педагогическом совете
• Участия в семинаре
• Проведения мастер–класса для педагогов.
- Распространить свой опыт по теме через интернет ресурсы, участвовать в конкурсах.
Срок реализации программы – 1 год.
Предполагаемые результаты:
1. У детей наблюдается успешная адаптация к условиям ДОУ.
2. Отмечается повышении стрессоустойчивости детей,снижение заболеваемости.
3. Реализация индивидуального подхода к воспитанию детей
4. Распространение педагогического опыта адаптации детей младшего дошкольного возраста.
6 Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе адаптации детей к условиям ДОУ.
7. Совершенствование предметно-пространственной образовательной развивающей среды.
Основные направления реализации программы:
1. Расширение образованности всех участников образовательного процесса.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности
3. Саморазвитие (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Этапы работы по саморазвитию :
1. Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
2. Планирование работы по саморазвитию.
3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
5. Подведение итогов саморазвития.
Этапы работы : Сроки Форма работы Практические выходы
1Организационно-диагностический
сентябрь диагностика степени адаптации детей,
анкетирование родителей
составление плана работы по самообразованию Наличие плана работы по самообразованию.
Наличие диагностики степени адаптации детей
2 Теоретическое изучение проблемы.
октябрь Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журналах:
•«Воспитатель ДОУ»,
•«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч»
Изучение инноваций и передового педагогического опыта в педагогических интернет сообществах.
Перспективный план
работы с детьми раннего возраста на период адаптации
Перспективный план работы с родителями
Педсовет
3Практическая деятельность
Ноябрь-февраль Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Обновление и пополнение библиотеки художественной литературы
Обновление картотеки развивающих дидактических игр.
Разработка адаптационных игр на знакомство с группой пальчиковые игры, игры на развитие речи и артикуляционного аппарата.
Разработка памяток и консультаций для родителей об особенностях развития детей раннего возраста и вопросам адаптации детей раннего возраста.
Консультация «Методы и приемы обеспечения психологического комфорта детей раннего возраста в адаптационный период».
Проведение нетрадиционного родительского собрания «Наши пальчики играли» (практикум, с трансляцией презентации и видео записей).
Презентация «Адаптация детей к условиям ДОУ».
Презентация «Адаптация детей к условиям в ДОУ».
Индивидуальные беседы с родителями: «Приобщаем к гигиене и к самообслуживанию», «Семь правил адаптации»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Педсоветы, семинары, открытые просмотры, конкурсы.
практикум
Мастер-класс по изготовлению дид игр
РМО
Проведение игр
Дидактические игры с предметами и игрушками:
«Принеси игрушку».(ребенку предлагается принести игрушку,затем спрашивают что это)
«Чудесная корзинка» (ребенку предлагается назвать овощи,фрукты)
«Одень куклу» (ребенку предлагается собрать куклу на прогулку,называя предметы одежды, действия с куклой)
«Соберем урожай» (ребенку предлагается собрать разрезную картинку,называя изображенные на ней овощи и фрукты)
«Угостим куклу» (ребенку предлагается дать угощение для куклы, называя его и действия с куклой)
«Угадай что на картинке?» (ребенку предлагается назвать изображение на картинке)
«Кто где живет? (ребенку предлагается рассказать, где живет животное)
Дидактические игры на звукоподражание.
«Во дворе» (ребенку предлагается произнести звукоподражание домашнему животному)
«Часы тикают» (ребенку предлагается произнести звукоподражание часам)
«Автомобиль» (звукоподражание автомобилю)
«Кап-кап-кап»
«Птичий двор (ребенку предлагается произнести звукоподражание домашней птице)
Пальчиковые игры
«Мальчик-пальчик»
«Зайчик».
«Сорока-белобока»
«Кулачок»
Настольно-печатные дидактические игры
«Подбери картинке пару»(предложить назвать картинку и подобрать ей пару)
«Разрезные картинки, кубики» (предложить собрать картинку из кубиков и назвать ее)
«Найди такой же предмет»
Игры- потешки
Ладушки-ладушки
Сорока-белобока
Идет коза рогатая
Киска,киска брысь
4 Итоговый
Изучение и анализ результативности своей работы :
Цель выявление положительных и отрицательных моментов; внесение поправок в случае нерешённых проблем; поиск перспективы.
Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом. март-май Доклады, консультации.
Памятки
Конспекты занятий
Презентации
«Адаптация детей к условиям в ДОУ»,
Родительское собрание
Анкетирование
Итоговое
Мониторинг степени адаптации детей
Педсоветы, практикумы.
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Открытые просмотры занятий
Мастер-класс
конкурсы
Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2023 -224
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155
3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина, 1997.
4. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. – М., 1991.
5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
6. Ватутина Н. Д. «Ребенок поступает в детский сад». – М. : Просвещение, 1983.
7. Корнеева Е. Н. «Эти загадочные малыши» - Ярославль, 1999.
8. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Ярославль, 1996.
9. Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
10. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. «Семья и ребенок: психологический аспект детского развития». – М., 1999.
11. Роньжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003.
12. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М. : Просвещение, 1974.
13. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников : Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
14. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980.