ольга михайлова
План работы по самообразование «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность»
воспитателя высшей квалификационной категории Михайловой Ольги Юрьевны
«Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К. С. Станиславский
Актуальность:
Публикация «План работы по самообразование „Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Цель:
Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Показать роль и значение театрализованной деятельности в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.
3. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.
4. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
5. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Ожидаемый результат:
1. Формируются коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
2. Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
3. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
4. Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
5. Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
6. Дети овладеют способами передачи различных чувств, образов сказочных персонажей характерными движениями, используя мимику, жест, интонацию;
7. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
8. Дети будут владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Формы работы с детьми :
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров :
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки, интерактивная доска.
4. Костюмы
Используемая литература при работе над данной темой :
1. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М. : Просвещение, 1991г.
2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
3. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
4. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
5. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
6. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр – Творчество – Дети». Москва 2002.
Журналы «Воспитатель в ДОУ»
Интернет-источник
План работы на 2021-2022уч. год
Месяц Тема Форма работы Работа с родителями
Сентябрь 1 этап- организационно-ознакомительный
Знакомство с понятием театр :
кукольный театр Сбор информации по данной проблеме
Изучение литературы по данной теме. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». М. : Просвещение, 1991г.
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М. : ТЦ - Сфера, 2003г.
Интернет ресурсы.
Разработка перечня необходимого оборудования для театрального уголка.
Оформление центра
Театрализованной деятельности.
Разработка проекта с участием родителей «В мире театра»
Разработка конспектов НОД Консультация
для родителей «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.
Октябрь 2 этап – основной (реализация)
Знакомство с видами театров
(теневой, фланелеграф,
настольный, пальчиковый,
плоскостной театры, театр кукол
бибабо). Познакомить детей с волшебным миром театра, с видами театра. Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов. Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»
Ноябрь Пальчиковый театр
Освоение навыков
владения этим видом театральной
деятельности. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Учить выступать перед товарищами как артист. Учить детей выделять героев сказки. Продолжать развитие творческих способностей детей в самых доступных для них видах театральной деятельности.
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость. Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.
Декабрь Знакомство с понятием «ролевой
диалог».
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Выразительно читать стихотворный текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Заюшкина избушка",
Работа над интонациями, выражающими основные чувства. Основы кукловождения.
Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Развитие слуха и чувства ритма у детей. Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей.
Январь Знакомство с теневым театром.
Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Чтение художественных произведений, сказок, стихов. Консультации:
«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр»,
Февраль Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами. Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой)
Задания для развития речевой интонационной выразительности. Продолжать развивать умение выполнять движения с предметами проговаривая потешки и прибаутки.
Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Картотека:
«Мимические упражнения»
«Театральных этюдов»
Март Театр масок Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности.
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением,
развиваем воображение; расширяем словарный запас. Консультации «Театральные игры как средство
всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?»,
Апрель Знакомство с видом театральной
деятельности – куклами –
Петрушками.
Чтение и инсценировка сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу?». Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей.
Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; Упражнение на активизацию словарного запаса. Картотека пословиц и поговорок, скороговорок, литературных викторин, загадок.
Картотека дидактических игр по развитию речи.
Май 3 этап –заключительный
Театрализованное представление
Сказки В. Сутеева «Под грибом».
Знакомство с персонажами
сказки, распределение ролей. Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.
Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки. Совместное развлечение с детьми «Путешествие в сказку»