Заякина Александра
План работы по преемственности ДОУ и НОО
План работы по преемственности ДОУ и НОО
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Публикация «План работы по преемственности ДОУ и НОО» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
Основные направления работы :
1. работа с детьми;
2. взаимодействие педагогов;
3. сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми :
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).
• Проведение «Дней выпускников» в ДОУ.
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый
• ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-
родительских пар).
Цель преемственности – «идеал» - всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности, обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе :
• условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе;
• создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности;
• сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями;
• естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• формировать компетентность воспитателей подготовительной к школе группы, узких специалистов в современной образовательной политике в части реализации ФГОС второго поколения;
• создать условия в ДОУ для внедрения современных образовательных технологий, использующихся в процессе реализации ФГОС второго поколения в начальном общем образовании (ИКТ, проектный метод, коллективное творческое дело) и благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• формировать компетентность родителей в вопросах выбора образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
• организовать систему передачи данных об уровне усвоения программы ДОУ, особенностях личностной сферы.
• углубление интереса к жизни в школе;
• оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
План мероприятий по преемственности ДОУ и НОО на 2021-2022 учебный год
№ п/п Мероприятия Цель мероприятия Ответственные Сроки
Размещение информации для родителей на сайте ДОУ «Для Вас, родители будущих первоклассников!» 1. Познакомить родителей (законных представителей) дошкольников с нормативно-правовыми документами и требованиями ФГОС.
2. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников детского сада.
3. Ознакомить родителей с учебными программами, планируемыми на следующий учебный год в школе. Заведующая, старший воспитатель. В течение года
Праздник «1 сентября – День Знаний». 1. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. Воспитатели, учитель начальных классов Сентябрь
2021г.
3. Беседа с учителями начальных классов «Адаптация обучающихся 1-х классов к обучению в образовательном учреждении» 1. Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. Заведующая, учителя начальных классов, воспитатели. Ноябрь
2021г.
4. Мониторинг готовности воспитанников дошкольной группы к школьному обучению 1. Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.
2. Наметить пути формирования развития школьно - значимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
3. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. Заведующий, учителя начальных классов, воспитатели. Апрель 2022г.
5. Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» 1. Сформулировать задачи детского сада и семьи при подготовке детей к школе.
2. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению. Заведующая, учителя начальных классов, воспитатели. Март
2022г.
6 Информационный бюллетень для родителей «Ваш ребенок-первоклассник» Информирование родителей о подготовке к школе
Учителя начальных классов Март 2022г.
7 Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы Способствовать активизации работы по решению проблем
преемственности
ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные
механизмы сотрудничества. Учителя начальных классов, воспитатели Апрель 2022г
8 Экскурсии воспитанников детского сада в школу 1. Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.
2. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. Воспитатели, учителя начальных классов В течение года