Елена Гайдар
План работы по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ для детей 4-5 лет
(первый год обучения)
№ п/п Дата Задачи Содержание
1 ноябрь Развивать мелкую, общую артикуляционную моторику. Формировать плавный выдох.
Учить детей передавать друг другу мяч, стоя в кругу. Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах. Дыхательное упр. «Ветер и листья»
Ритмическая игра «Тучка»
Пальчиковая гимнастика «Малина»
Массаж лица «Ёжик»
П/и «Догонялки», «Лесные звери»
2 декабрь Развивать артикуляционную, мелкую моторику, чувство ритма.
Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и навыков. Артикуляционная гимнастика
Динамическое упр. на развитие чувства ритма.
Массаж спины «Паровоз»
Ритмическое упражнение «Едет поезд»
Песня о Деде Морозе
Чистоговорка
Пальчиковая игра «Снежок»
Стихотворение «Как на горке снег, снег», сопровождаемое движениями
Логопедическая гимнастика
Динамические упражнения «Звери на елке»
3 Январь Развитие эмоциональной выразительности.
Формировать правильную осанку, походку
Развивать мелкую моторику, чувство ритма
Подготовка артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции.
Развитие длительного плавного выдоха.
Развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции. Артикуляционная гимнастика
Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»
Пальчиковая игра «Зайчик и ушки», «Разминаем пальчики»
Подвижная игра «Кто скорее возьмет погремушку
Логопедическая гимнастика
Массаж биологически активных зон «Обезьяна «Чи-чи-чи»
4 Февраль Стимулирование двигательных умений и навыков
Обучать приемам массажа
Развитие речевого дыхания
подготовка артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Фонопедические упражнения «Мороз»
Упр. «Снежинки» на развитие чувства ритма
Ритмическая игра «Метелица»
Комплекс ОРУ «Звери»
Стихотворение «Как на горке снег, снег»
Гимнастика для глаз
Мимическое упражнение
Танец-игра «Зайцы и лиса»
П/И «Мороз»
5 Март Работа над воспитанием правильного физиологического дыхания
Развитие устойчивости внимания, точности выполнения словесной инструкции
Развивать мимическую и артикуляционную моторику
Обучать приемам массажа Массаж рук «Умывалочка»
Чистоговорка
Артикуляционная гимнастика
Упр. «Деревья» на напряжение и расслабление мышц.
Песня «Зайка»
Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»
Двигательное упражнение «Зайки»
Стих. «Мурочка-Снегурочка» с движениями
6 Апрель Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и навыков. Развитие слухового внимания, развитие быстроты двигательной реакции Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Чистоговорка
«Сорока», с движениями
Логопедическая гимнастика
Фонопедические упражнения «Машина»
П/И «Самокат»
Динамическое упражнение
Игра-импровизация
Подвижная игра «Светофор»
Ритмическое упражнение «Автомобиль»
Массаж пальцев, «Танец с колечками»
7 Май Развитие мелкой моторики.
Развивать чувство музыкального и речевого темпов
Подготовка артикуляционного аппарата к
формированию правильной артикуляции
Формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание
Упражнение на развитие дыхания «Самолет»
Песня «Самолет»
Фонопедические упражнения «Машина»
Упражнение на развитие внимания «Светофор»
Матросский танец «Яблочко»
Логопедическая гимнастика
Игра на развитие внимания «Молодой солдат»
Коммуникативная игра «Оладушки»
Хоровод «Будем маме помогать»