Ольга Сиренко
План работы с детьми 4–5 лет в мини-музее русского быта
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы с детьми
Дети 4-5 лет
Сентябрь:Знакомство с мини-музеем «Русская изба» (в гости к хозяюшки) Знакомство с названием мини- музея и его значением, расширить кругозор детей. Познакомить детей с тем как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Знакомство с хозяйкой. Беседа. Словарная работа : изба, горница, лежанка.
Публикация «План работы с детьми 4–5 лет в мини-музее русского быта» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Октябрь:«Матушка- печка, накорми, обогрей!» Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью – печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, спали, лечились, обогревались.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц.
Ноябрь:«Хозяйкины помощники»
Знакомство детей со стариной посудой и утварью. Расширить представление о старинных вещах. Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представление как готовилась еда.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя. Обогащать словарный запас детей: ухват, чугунок, крынка.
Декабрь
Декабрь:«В гости к Матрешки»
Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа- матрешкой. Развить познавательный интерес. Воспитывать интерес к народному быту.
Рассматривание иллюстраций, наглядного материала.
Экскурсия в мини-музей русского быта Рассматривание экспоната. Беседа. Рассказ воспитателя.
Д/и «Расставь Матрешек по росту».
Рисование матрешек карандашами с использованием трафаретов.
Составление сказок и рассказов о Матрешке (совместная деятельность детей с родителями - книжки- малышки).
Январь:«Пришла коляда – отворяй ворота»
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки.» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа : колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание игр, закличек.
Февраль :«Куклы в народных костюмах»
Знакомство детей с русскими национальными костюмами. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Сюрпризный момент (появление кукол). Рассматривание кукол. Активизация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, лапоточки, чуни, рубаха. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах.
Рисование «Украсим костюмы для бумажных кукол Марьюшки и Ванюшки».
Март:Музыкальные инструменты
Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа : трещетка, деревянные ложки, балалайка, гармошка.
Игра на музыкальных инструментах.
Апрель:Сороки (Герасим – грачевник)
Знакомство с календарным праздникам «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом. Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на. народных инструментах.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа : Грачевник, кулики, заклички, сороки.
Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных инструментах.
Май :«Солнышко, нарядись, красное, покажись»
Познакомить детей с закличками, потешками о солнце. Развивать активную речь детей. Воспитывать любовь к родной природе.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Создание изображения солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием. Игра на музыкальных инструментах.
Дети 5-7 лет
Сентябрь:«Милости просим в нашу избу»
Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (татары, чуваши, удмурты).
Экскурсия в мини-музей русского быта. Рассматривание его внутреннего устройства и убранства избы (в т. ч. показ слайдов). Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни).
Октябрь:«Покров- натопи избу без дров»
Познакомить детей с праздником «Покров», первыми посиделками, осенними Покровскими ярмарками. Рассказать детям о процессе купли – продажи, уметь запоминать и рассказывать прибаутки, развивать память, речь детей. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа : Покров, засидки, посиделки и т. д. Пение муз. руководителя. Игра на музыкальных инструментах.
Ноябрь:История ложки Знакомство с русскими деревянными ложками. Привить интерес детям к возникновению предметов рукотворного мира, к истории появления старинных и современных вещей. Обогатить представление детей об истории появления ложки, их многообразие и разнообразие. Развить внимание, воображение, познавательный интерес. Экскурсия в мини-музей русского быта.
Беседа. Рассказ воспитателя. Расширить и активизировать словарный запас детей (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, расписная, серебряная, столовая, десертная, чайная). Рассматривание иллюстраций. Познакомить детей азам игры на ложках (муз. руководитель)
Декабрь:«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна».
Познакомить детей с прялкой, прядением пряжи. Формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;
- приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;
- воспитывать интерес к русской народной культуре, к ручному труду.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Беседа. Рассказ воспитателя. Аудиозаписи с русскими народными песнями : «Пряха», «Веретено»- из сказки «Госпожа Метелица». Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.
Январь:«Зимние Святки».
Познакомить детей с праздниками народного календаря, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.
Экскурсия в мини-музей русского быта.
Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа : Рождество Христово, Бог, Иисус Христос, Божия Матерь, Ангелы, вертеп, ясли, Вифлеемская звезда, волхвы., храм. Чтение рассказа «Светлый праздник – Рождество Христово» Веретенниковой А. Прослушивание аудиозаписи русских народных песен, колядок, заучивание их.
Февраль :«Тряпичная кукла».
Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики. Развить интерес к старинным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя.
Словарная работа : Пеленашка, Веснянка, Крупиничка.
Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» .
Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Март:«Масленица».
Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т. п.). Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение. Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя, детям о традиции празднования Масленицы, к которой относятся проводы зимы и встреча весны: длится Масленица целую неделю, и каждый день имеет своё название (понедельник –встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомки; четверг – широкий четверг; пятница – тещины вечеринки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощенный день). Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный праздник. Словарная работа.
Апрель:История русского народного костюма.
Познакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.
Воспитать у детей интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Чтение русских народных сказок. Выставка рисунков «Русский народный костюм». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
Май:«Ярмарка».
Рассказать детям о ярмарке, процессе купли – продажи, преимуществе. Обогащать знание детей о русском народном творчестве,
показать своеобразие, красоту русского фольклора,
содействовать пониманию национального колорита музыки (танцев и песен русского народа).
Экскурсия в мини-музей русского быта. Беседа. Рассказ воспитателя. Прослушивание песни «Ах, ярмарка», «Поехал батюшка на базар». Стихи, пословицы, поговорки о ярмарке, о мастерах-умельцах. Рассматривание иллюстраций народных промыслов. Словарная работа.